Двигатель Москвич V8 для Формулы-1

Двигатель Москвич V8 для Формулы-1

18 октября 2019 0 Автор autohs.ru

Двигатель Москвич ГД-1 разработан МЗМА для кольцевых гонок СССР в начале 1960-х. Хотя он и был создан для национальных соревнований, его характеристики позволяли ему на равных бороться с лучшими двигателями Формулы-1 тех лет!

Разработка мотора началась в 1963 году на МЗМА, группой талантливых инженеров под руководством заместителя главного конструктора И.А.Гладилина. Следует отметить, что момент выбран очень удачно. Руководство активно приветствовало создание перспективной техники, а совет народного хозяйства выделил необходимые средства.

Москвич V8

Москвич V8
Двигатель ГД-1 и один из его создателей Л.М.Шугуров

Двигатель изначально создавался с расчетом на требования гонок Формулы-1. Строго говоря создавать такой мощный двигатель не было большой необходимости. В чемпионате СССР можно было побеждать с мотором, куда меньшей мощности. Однако молодой коллектив стремился доказать, что в СССР умеют строить гоночные моторы мирового уровня. И доказал!

Характеристики двигателей международной и советской Формулы-1

Год196019631965196619701975
ЧМ Ф-1 л.с.265200215370450470
СССР Ф-1 л.с.90819295115130

Справедливо рассудив, что мощности в 200-210 л.с. не добиться на основе серийных моторов МЗМА, конструкторы решили создать двигатель с чистого листа. За основу был выбран двухцилиндровый мотоциклетный мотор Восток-С360. Решение необычное для советской конструкторской школы, однако в мировом автоспорте совсем не новое. Другими словами новый гоночный мотор был составлен из четырех секций двигателя С360.

Восток-С360 был выбран за основу не спроста. Он отличался отличными характеристиками и надежностью. Так с объема в 350 см3 Серпуховские инженеры получили отдачу в 51 л.с. Очень достойный показатель, который позволял советским мотоциклистам успешно выступать на международных соревнованиях.

Безусловно ГД-1 требовал оригинальных решений. Прежде всего конструкторы сменили систему охлаждения на жидкостную, установили оригинальную двухвальную ГБЦ (DOHC) и трехсекционный масляный насос увеличенной производительности. Так как советская промышленность подходящие свечи не выпускала, закупались импортные Lodge, а система питания построена на основе карбюраторов Weber 280.

Но и с подходящими смазочными материалами также было туго. Проблему вдалось решить через отдел импортных поставок МЗМА.

Испытания

Двигатель Москвич для Формулы 1
1 — Блок цилиндров (вид спереди), 2 — ГБЦ, 3- Двигатель и МКПП на автомобиле Москвич Г-5

Тем не менее в 1965 году Москвич ГД-1 был готов. В теории он должен был выдавать около 210 л.с. при 10 тыс. об/в мин. Для подтверждения расчетов, мотор отправили на стендовые испытания в НАМИ. На первом этапе инженеры решили ограничиться 6 тыс. об/мин. При таких оборотах двигатель развил мощность в 162 л.с. После тщательной настройки и доводки, планировалось отправить двигатель на второй этап испытаний, однако он так и не состоялся.

В 1965 году, совнархозы были упразднены и контроль над финансовыми потоками советских заводов вновь вернулся к отраслевым министерствам. Те в свою очередь финансирование проекта Москвич ГД-1 посчитали не целесообразным. К тому же спустя год, допустимый объем двигателей Формулы-1 был увеличен до 3 литров. Гоночный двигатель Москвич V8 оказался не нужен.

Технические характеристики двигателя Москвич ГД-1

ТипБензиновый, V8
Рабочий объем, см31495
Степень сжатия10,7
ГБЦDOHC
Расчетная мощность л.с. при 10500 об/мин210
Сухая масса, кг148