Двигатель Москвич V8 для Формулы-1
Двигатель Москвич ГД-1 разработан МЗМА для кольцевых гонок СССР в начале 1960-х. Хотя он и был создан для национальных соревнований, его характеристики позволяли на равных бороться с лучшими двигателями Формулы-1 тех лет!
Разработка мотора стартовала в 1963 году на МЗМА, группой талантливых инженеров под руководством заместителя главного конструктора И.А. Гладилина. Следует отметить, что момент был выбран очень удачно. Руководство активно приветствовало создание перспективной техники, а совет народного хозяйства выделил необходимые средства.
Москвич V8
Двигатель изначально создавался с расчетом на требования международной Формулы-1. Строго говоря создавать такой мощный двигатель большой необходимости не просматривалось. В чемпионате СССР можно было побеждать с мотором куда меньшей мощности. Однако молодой коллектив стремился доказать, что в СССР умеют строить гоночные моторы мирового уровня. И доказал!
Характеристики двигателей международной и советской Формулы-1
Год | 1960 | 1963 | 1965 | 1966 | 1970 | 1975 |
---|---|---|---|---|---|---|
ЧМ Ф-1 л.с. | 265 | 200 | 215 | 370 | 450 | 470 |
СССР Ф-1 л.с. | 90 | 81 | 92 | 95 | 115 | 130 |
Справедливо рассудив, что мощности в 200-210 л.с. не добиться на основе серийных моторов МЗМА, конструкторы решили создать двигатель с чистого листа. За основу был выбран двухцилиндровый мотоциклетный мотор Восток-С360. Решение необычное для советской конструкторской школы, однако в мировом автоспорте совсем не новое. Другими словами новый гоночный мотор был составлен из четырех секций двигателя С360.
Восток-С360 был выбран за основу не спроста. Он отличался отличными характеристиками и надежностью. Так с объема в 350 см3 Серпуховские инженеры получили отдачу в 51 л.с. Очень достойный показатель, который позволял советским мотоциклистам успешно выступать на международных соревнованиях.
Безусловно ГД-1 требовал оригинальных решений. Прежде всего конструкторы сменили систему охлаждения на жидкостную, установили оригинальную двухвальную ГБЦ (DOHC) и трехсекционный масляный насос увеличенной производительности. Так как советская промышленность подходящие свечи не выпускала, закупили импортные фирмы Lodge, а систему питания построили на основе гоночных карбюраторов Weber 280. С подходящими смазочными материалами также было туго. Проблему удалось решить через отдел импортных поставок МЗМА.
Москвич V8 на испытаниях
Тем не менее в 1965 году Москвич ГД-1 был готов. В теории он должен был выдавать около 210 л.с. при 10000 об/в мин. Для подтверждения расчетов, мотор отправили на стендовые испытания в НАМИ. На первом этапе инженеры решили ограничиться 6000 об/мин. При таких оборотах двигатель развил мощность в 162 л.с. После тщательной настройки и доводки планировалось отправить двигатель на второй этап испытаний, однако он так и не состоялся.
В 1965 году совнархозы были упразднены и контроль над финансовыми потоками советских заводов вновь вернулся к отраслевым министерствам. Те в свою очередь финансирование проекта Москвич ГД-1 посчитали не целесообразным. К тому же спустя год, допустимый объем двигателей Формулы-1 был увеличен до 3 литров. Гоночный двигатель Москвич V8 оказался не нужен.
Технические характеристики двигателя Москвич ГД-1
Тип | Бензиновый, V8 |
---|---|
Рабочий объем, см3 | 1495 |
Степень сжатия | 10,7 |
ГБЦ | DOHC |
Расчетная мощность л.с. при 10500 об/мин | 210 |
Сухая масса, кг | 148 |