Hall-Scott 400: уникальный бензиновый мотор для тяжелой работы

Hall-Scott 400: уникальный бензиновый мотор для тяжелой работы

02 декабря 2020 0 Автор autohs.ru

Американская компания Hall-Scott Motor Car Company в нашей стране не слишком известна. Между тем это один из старейших производителей авиационных и промышленных двигателей в США. Ныне компания не существует, однако в свое время моторы Hall-Scott считались одними из самых передовых и эффективных. Помимо авиамоторов, фирма выпускала силовые установки для грузовиков, автобусов, тракторов и маломерных судов. И это были весьма необычные конструкции.

Hall-Scott 400

Hall-Scott 400
По авиационной традиции двигатель Hall-Scott 400 имел по две свечи на цилиндр. Причем каждая работала от собственной системы зажигания

В 1940 году Hall-Scott разработала новый шестицилиндровый бензиновый двигатель Hall-Scott 400. Двигатель проектировался как универсальный, для использования в наземном и речном транспорте. Конструктивно он сильно напоминал Hall-Scott Invader, который применялся на небольших судах и лодках береговой охраны. Несмотря на то, что флот США использовал дизельные маломерные суда еще начиная с 1920-х годов, бензиновые Invader ценились за свою высокую мощность и надежность.

Как и Invader двигатель 400-й серии имел весьма передовую конструкцию: чугунный блок цилиндров, алюминиевые поршни и ГБЦ, верхнее расположение клапанов и распредвала (OHC), а также полусферические камеры сгорания. В то время большинство автомобильных моторов имели малоэффективную нижнеклапанную конструкцию ГРМ. В результате могучий 18-литровый Hall-Scott 400 выдавал внушительные 1288 Нм крутящего момента при 1300 об/мин и мощность в 295 л.с. при 2000 об/мин. Недостижимый показатель для атмосферных дизельных моторов тех лет.

Двигатель Холл-Скот
Двигатели Hall-Scott применялись во многих американских грузовиках. На фотографии Kenworth 524

После начала Второй мировой войны, вся продукция Hall-Scott пошла на нужды американской армии. Моторами HS400 оснащались тяжелые эвакуационные тягачи М25, М26 и М26А. Благодаря мощному двигателю машины с легкостью буксировали прицепы массой в 40 тонн, а иногда и больше. Хотя расход при этом был запредельным: от 80 до 270 литров на 100 км, в зависимости от условий работы. Но для американской армии, где большая часть автотехники и даже танки работали на бензине, это не являлось большой проблемой.

На мирной службе

Peterbilt 354DT
Peterbilt 354DT на лесозаготовке

После войны доля военных заказов закономерно снизилась, и Hall-Scott решила переориентироваться на гражданский рынок. Однако на грузовом рынке все большую популярность завоевывали дизельные моторы, так что спрос на продукцию компании постоянно снижался.

Последний крупный заказ состоялся в 1948 году, когда компания Feather River Pine Mills закупила несколько десятков тяжелых грузовиков Peterbilt 354DT оснащенных моторами Hall-Scott 400. Грузовики работали на заготовке гигантских сахарных сосен на севере Калифорнии. Они перевозили деревья общей массой в 50-60 тонн по крутой гористой местности. Для того чтобы хоть немного удешевить эксплуатацию, все грузовики перевели на бутан, который поставлялся с местного нефтеперерабатывающего завода. По воспоминаниям водителей, порой в процессе работы двигатель настолько разогревал пол кабины, что это приводило к ожогам ног.

Peterbilt 354DT Hall-Scott 400

Тем не менее грузовики успешно работали вплоть до начала 70-х, пока не были списаны после выработки ресурса. Сама же компания Hall-Scott просуществовала и того меньше. Она так и не сумела создать конкурентный дизельный двигатель, и в 1960 году фирму поглотила другая известная моторостроительная компания Hercules Motors Corporation.