Малоизвестные советские автомобильные двигатели
21 октября 2022Советская автопромышленность разнообразием легковых двигателей не радовала. В ходу были в основном 4-цилиндровые малообъемные бензиновые ДВС — не было рядных «шестерок» или могучих «восьмерок», не было мощных турбодизелей. Между тем на рубеже 1960-1980-х советские конструкторы разработали немало интересных моторов, о некоторых из них читайте в этой статье.
Двухвальный Москвич-412
В 1964 году на Московском заводе МЗМА был разработан новейший 1,5-литровый 4-цилиндровый бензиновый двигатель Москвич-412 (позднее УЗАМ-412). Мотор отличался весьма передовой конструкцией, имел облегченный алюминиевый блок цилиндров, эффективные полусферические камеры сгорания и ГБЦ с широкофазным распредавлом. В стандартном исполнении с двухкамерным карбюратором двигатель выдавал 75 л.с., однако его потенциал на этом далеко не исчерпывался.
В то время МЗМА активно участвовал в автогонках и строил различные гоночные автомобили. Так для кольцевого гоночного болида Москвич-Г5 в 1969 году творческий коллектив МЗМА подготовил модифицированный двигатель М-412 оснащенный ГБЦ с двумя кулачковыми распредвалами. Существовали его разновидности объемом 1478 и 1840 см3 мощностью 100 и 124 л.с. соответственно. К сожалению в серийных машинах двухвальный 8-клапанный М-412 распространения не получил.
Дизельный НАМИ-0101
В 1965 году в НАМИ был спроектирован экспериментальный дизельный двигатель НАМИ-0101. Агрегат не создавался с нуля, а был преобразован из бензинового 4-цилиндрового мотора ГАЗ-21А. Конструкторы сохранили основную часть исходного двигателя. Новыми были лишь поршни, головка блока цилиндров и система питания.
В 1967-1970 годах НАМИ-0101 проходил испытания под капотом «Волги» ГАЗ-21 и опытного УАЗ-496. При рабочем объеме в 2,5 л двигатель выдавал всего 65 л.с., что для машин массой боле чем в 1500 кг было явно недостаточно. Последующие пять лет специалисты Ульяновского автозавода, куда к тому времени передали проект, занимались доводкой мотора. Они увеличили мощность до 75 л.с., но справится с «детскими болезнями» так и не смогли. В конце 1970-х дальнейшую разработку признали не целесообразной.
ГАЗ 24-14 V6
Еще с момента запуска в серию ГАЗ-21 газовцы мечтали о мощных «Волгах». В конце 1960-х когда они приступили к проектированию нового ГАЗ-24, базовым двигателем для него должен был стать мощный V6, а рядная «четверка» планировалась исключительно для автомобилей такси.
Мотор создавался полностью с нуля, отчего получил прогрессивную конструкцию с 60-градусным развалом блока цилиндров. В отличие от традиционной схемы с углом развала 90°, газовский V6 был более компактен и оптимально подходил под габарит моторного отсека ГАЗ-24.
Двигатель получивший обозначение ГАЗ 24-14 обладал следующими характеристиками: рабочий объем 2990 см3, максимальная мощность 125 л.с., крутящий момент 230 Нм, масса двигателя с навесным оборудованием 220 кг. По меркам своего времени двигатель получился неплохим. Он имел оптимальную для «Волги» мощность и массу, при этом был довольно надежен. Однако ГАЗу в очередной раз не хватило ресурсов довести перспективную разработку до серийного производства.
АЗЛК-21413
Еще одну попытку создать легковой дизельный двигатель советские конструкторы предприняли в середине 1980-х. Предназначался он для перспективного переднеприводного хэтчбека АЗЛК-2141. Двигатель разрабатывался в рамках целого семейства 4-цилиндровых силовых агрегатов.
В него входили три мотора: базовый бензиновый 1,8-литровый АЗЛК-21414, атмосферный 1,9-литровый дизель АЗЛК-21423 и турбодизель АЗЛК-21413. Последний имел рабочий объем аналогичный бензиновому собрату и производил 85 л.с. Из характерных особенностей можно отметить: чугунный блок цилиндров, алюминиевую 8-клапанную ГБЦ с ременным приводом распредвала и турбокомпрессор разработки НАМИ.
Двигатели прошли полный цикл испытаний и в 1987 году были рекомендованы к серийному производству. Однако экономические трудности и распад страны поставили крест на этих планах.
Малоизвестные советские автомобильные двигатели
Как видим у советские инженеры создали немало интересных легковых двигателей. Еще больше проектов было в сегменте грузовых силовых установок. Но об этом мы расскажем в другой раз.