БелАЗ-7530Е: самый большой в мире «троллейбус»

БелАЗ-7530Е: самый большой в мире «троллейбус»

24 августа 2023 Выкл. Автор autohs.ru

В начале 1960-х специалисты Минского автозавода построили уникальный дизель-электрический 65-тонный самосвал БелАЗ-Э524-792. Работал он по принципу троллейбуса с использованием специально построенной контактной сети. Преимущества такой машины были очевидны: карьерный троллейвоз был проще и дешевле в эксплуатации, он практически не загрязнял окружающую среду и демонстрировал на четверть большую производительность. По различным причинам тогда эта техника серийного воплощения не получила, но вот совсем недавно в 2022 году, минчане представили наследника первой карьерной «электрички» — БелАЗ-7530Е.

БелАЗ-7530Е

БелАЗ-7530Е
БелАЗ-7530

Новый самосвал был создан на основе серийного варианта БелАЗ-7530 грузоподъемностью 220 т. Базовая модель имеет последовательную дизель-электрическую силовую установку (2237 л.с.) на основе двух дизелей Cummins V16, двух генераторов и четырех электроколес, так что переоборудовать машину под питание от контактной сети не составило особого труда. Минчане установили пантографный токоприемник, дополнительную силовую электрику и перенастроили программное обеспечение. В итоге БелАЗ-7530Е способен работать как в обычном дизель-электрическом режиме, так и в качестве троллейвоза с питанием от контактной сети. Причем в последнем случае электрический ток поступает в обход основной силовой цепи (ДВС + генератор), напрямую к мотор-колесам, что значительно экономит ресурс силовой установки.

Троллейвоз самосвал
Для троллейвоза использовали импортный подъемный токоприемник производства ЮАР

По заявлениям создателей БелАЗ-7530Е в среднем на 80% экономичнее своего стандартного собрата. На испытательном полигоне в Жодино троллейвоз расходовал около 50 л дизельного топлива, тогда как у дизель-электрической машины расход мог составлять 250-500 л в час. По расчетам создателей благодаря такой экономии, затраты на строительство контактной сети окупятся уже через 3,5 года.

Будущее за троллейвозами

БелАЗ-7558Е
Первый аккумуляторный самосвал БелАЗ-7558Е

Электрический БелАЗ-7530Е вызвал определенный интерес у российских горнорудных компаний, но пока о каких-то массовых поставках не сообщалось. Тем не менее БелАЗ продолжает развивать электрическую программу и совсем недавно представил полностью электрофицированный аккумуляторный самосвал БелАЗ-7558Е грузоподъемностью 90 т. Но о нем поговорим как-нибудь в следующий раз.