Citroen T45 для вермахта: саботаж по-французски

Citroen T45 для вермахта: саботаж по-французски

01 ноября 2020 Выкл. Автор autohs.ru

Как известно тема Второй мировой войны для европейских автопроизводителей табуированная. Если копнуть глубже, то выяснится, что многие из них очень плотно сотрудничали с нацистами. Однако в случае с фирмой Citroen, которая также активно снабжала немцов грузовиками, история вышла намного интереснее.

Citroen T45

Грузовики Ситроен во Второй мировой войне

В начале 30-х у компании Ситроен начались серьезные финансовые проблемы. Мировой финансовый кризис наложился на масштабную реконструкцию собственных заводов, денег катастрофически не хватало. В этих условиях Андре Ситроен решил освоить выпуск грузовых автомобилей.

В 1933 году в серийное производство был запущен грузовик Citroen T45 (Type 45). По классификации того времени автомобиль относился к тяжелому классу и был способен перевозить 4,5 тонны груза. Ранее Ситроен никогда не выпускала настолько серьезных машин, поэтому для Type 45 инженеры разработали оригинальный мотор и коробку передач. Рядный 6-цилиндровый двигатель отличался весьма передовой конструкцией и имел верхнеклапанный ГРМ (OHV). Такая схема в то время редко применялась даже на легковых автомобилях, что уж говорить о грузовиках. Как бы то ни было, отдача у 4,6-литрового мотора была небольшая, всего 73 л.с. Все во благо надежности и ресурса.

Citroën Type 45
Грузовик выпускался в стандартной и удлиненной базе

Дизайн кабины Citroen T45 был выполнен в одном стиле с легковым Traction Avant. Благодаря лонжеронной раме с перегибом над задним мостом и низкой кабине, грузовик имел нехарактерный приземистый силуэт. Помимо очевидных плюсов в виде низкой погрузочной высоты это пригодилось и на войне, благо повоевать Citroen T45 все-таки пришлось.

Саботаж

Citroën T45 Wehrmacht

В 1940 году быстро и практически без сопротивления, Гитлер оккупировал Францию. Немалый промышленный потенциал этой страны оказался в руках немецкой военщины. Безусловно это коснулось и автопроизводителей.

После безвременной кончины Андре Ситроена правление французской компанией принял Пьер Буланже. Бывший капитан французской армии и герой Первой мировой, пиетета к нацистам не питал. Конечно прямой отказ от сотрудничества был чреват, поэтому Буланже разработал план по скрытому саботажу. С негласной указки руководства персонал работал нарочито неторопливо, со всем вниманием к должностной инструкции. Кроме того на конвейер шли «модернизированные» масленые щупы с измененными контрольными отметками. Риски min и max располагались гораздо ниже обычного, от чего двигатель работал в режиме перманентного масляного голодания. Высокотехнологичный мотор Citroën T45 такого издевательства долго не выдерживал и выходил из строя в самый неподходящий момент.

Простое и изящное решение. Работники завода избежали репрессий, а в вермахт пошли тысячи некондиционных автомобилей. Всего компания Ситроен поставила в Германию 32 248 грузовиков, из них большинство модели T45 — 15 300.