ГАЗ-3301: неизвестный преемник «шишиги»

ГАЗ-3301: неизвестный преемник «шишиги»

20 сентября 2019 0 Автор autohs.ru

Для советского автопрома легендарный ГАЗ-66 по прозвищу «шишига», был во многом прорывным автомобилем: первый с двигателем V8, первый с самоблокирующимися дифференциалами и самый энерговооруженный среди отечественных грузовиков. Тем не менее недостатков у машины также хватало. Среди них тесная, неудобная кабина, низкая грузоподъемность и прожорливый карбюраторный двигатель. В общем в конце 1970-х стало очевидно, что «шишига» нуждается в серьезной модернизации. Так родился проект ГАЗ-3301.

Технические характеристики ГАЗ-3301

В 1980 году Главное автобронетанковое управление утвердило техническое задание на новый армейский двухосный автомобиль грузоподъемностью 2500 кг и дизельным двигателем мощностью не менее 120 л.с. Всего через год в рамках этого проекта появился первый прототип проиндексированный как ГАЗ-3301.

3301
Грузовик мог служить как шасси для различного оборудования

Он сохранил схожую с предшественником компоновку с кабиной над двигателем и шасси со всеми ведущими односкатными колесами. При этом в основании машины конструкторы заложили новую раму с лонжеронами переменного сечения к которой на удлиненных рессорах были подвешены усиленные ведущие мосты. Спереди располагался совершенно новый рядный 6-цилиндровый дизель воздушного охлаждения ГАЗ-542. Он развивал 125 л.с. и на 120 Нм превосходил старый мотор по показателю крутящего момента и имел улучшенную на 30% экономичность. Двигатель был состыкован с полностью синхронизированной 5-ступенчатой коробкой передач и новой 2-ступенчатой «раздаткой» с повышающей передачей. Для успешного пуска в холодную погоду мотор оснастили штатным предпусковым подогревателем, способным обеспечить запуск двигателя при температуре до -50°C.

Внешне ГАЗ-3301 выделялся новой кабиной. Она имела современный вид и большую площадь остекления. По требованию заказчика предусматривалась бронированная версия кабины. Это и предопределило характерный дизайн с максимальным использованием плоских кузовных панелей. Позади кабины находилась цельнометаллическая бортовая платформа с ровным полом без надколесных ниш и со специальными петлями для крепления кузова.

Грузовик ГАЗ
Грузовик отличался современной пластиковой панелью и рулевым колесом

Основные изменения находились внутри. Кабина получила пластиковую переднюю панель и новый двухспицевый руль. Кроме того для управления раздаточной коробкой на панели имелся тумблер управления электропневматической системы переключения режимов работы трансмиссии. Но главное рычаг переключения передач, снившийся водителям ГАЗ-66 в кошмарных снах, наконец-то занял свое законное место под правой рукой водителя.

Особое внимание газовцы уделили шинам. Поначалу они экспериментировали со штатными колесами от ГАЗ-66 и ЗИЛ-131, но к началу испытаний в НИИ шинной промышленности были разработаны новые радиальные шины КИ-113 размерностью 12,00-20, которые обладали меньшим сопротивлением качению и более высокой проходимостью. Собственно они и были использованы в итоговом варианте машины.

Грузовик на испытаниях

ГАЗ-3301 на испытаниях
ГАЗ-3301 на испытаниях

Испытания ГАЗ-3301 начались в 1984 году. В различных климатических условиях грузовик прошел более 20 тыс. км, показав отличные результаты. Благодаря тяговитому на низах мотору и дорожному просвету в 340 мм, новый грузовик показал более высокую проходимость нежели предшественник. Также из-за низкого расхода двигателя дальность хода значительно увеличилась и составила внушительные 1300 км!

К концу 80-х ГАЗ-3301 был полностью готов к серийному производству. Но как известно автомобильная промышленность, да и страна в целом, переживали не лучшие времена. Денег на выпуск нового грузовика не нашлось и проект был закрыт.