Грузовики Krupp: редкие машины вермахта

Грузовики Krupp: редкие машины вермахта

21 ноября 2020 Выкл. Автор autohs.ru

Старейшая немецкая компания Krupp в нашей стране известна как крупнейший производитель оружия, стали и товаров тяжелого машиностроения. Между тем в Krupp выпускали и автомобили. Безусловно на фоне того же Opel или Mercedes, грузовики Krupp выглядят каплей в море. Однако значение для вермахта они имели не меньшее.

Krupp LЗН6З

Krupp LЗН6З

После окончания Первой мировой, Германии было запрещено заниматься производством военной продукции. В новых условиях Густав Крупп решил переориентировать свои заводы на выпуск мирной продукции, в том числе и автомобилей. В 1920 году был готов первый пятитонный грузовик Krupp.

Еще спустя восемь лет промышленный гигант выпустил новый автомобиль — LЗН6З. Обозначение автомобиля расшифровывалось следующим образом:

  • L — Lastwagen (грузовик)
  • 3 — грузоподъемность
  • H — легкая рама
  • 1 — номер модификации (может отсутствовать)
  • 6 — количество цилиндров в двигателе
  • 3 — количество осей
Грузовики Krupp

Визуально грузовик выделялся кузовом с высокими бортами, открытой кабиной упрощенного типа и массивным, рубленым оперением. Под капотом Krupp LЗН6З находился шестицилиндровый бензиновый мотор собственной разработки, мощностью 90 л.с. Он работал в паре с четырехступенчатой МКПП. Ведущие мосты оснащались блокирующимися дифференциалами. В 1936 году грузовик был модернизирован и получил индекс LЗН16З. Двигатель получил второй карбюратор в результате чего его мощность увеличилась до 110 л.с. Кроме того инженеры усилили подвеску и заменили гидравлическую тормозную систему на пневматическую.

Опыт войны на восточном фронте выявил у Krupp LЗН6З/LЗН16З недостаточную проходимость. Несмотря на межколесные блокировки, тяжелый и неповоротливый грузовик, на узких шинах часто застревал. И даже штатная лебедка не сильно облегчала ситуацию. В целом грузовик получился надежным и поставлялся в различные части вермахта. Хотя выпустили их не более 2 тыс. единиц.

Krupp L2H43

Krupp L2H43

Набив руку на тяжелом LЗН6З, в 1930 году Krupp выпустил еще один грузовик — L2H43 грузоподъемностью в 1,5 тонны. Именно ему было суждено стать самым распространенным грузовиком этой марки в грядущей войне.

Легкий трехосный грузовик значительно отличался от предшественника. Прежде всего он имел односкатную ошиновку, что благоприятно сказалось на проходимости. Кроме того, за счет компактного бензинового мотора оппозитного типа, L2H43 получил низкий покатый капот и прозвище «Schnauzer» (Носатый). Необычный мотор имел воздушное охлаждение с приводным вентилятором. Двигатель объемом 3,3-литра выдавал 50 л.с. Несмотря на экзотическую конструкцию, агрегат работал вполне надежно. Задняя подвеска также была не стандартной: независимой на поперечных рычагах с горизонтальной пружиной. Крепилось все это великолепие к лонжеронной раме хребтового типа.

Крупп L2H143

В 1936 году грузовик получил форсированный до 60 л.с. двигатель и разнесенные на дополнительные 50 мм задние мосты. По традиции машина сменила индекс на L2H143.

На фронте Krupp L2H43/L2H143 как надежный и выносливый грузовик. В войсках он в основном использовался в качестве артиллерийского тягача и шасси для различного оборудования и зенитных пушек. Выпускалась полуторка до 1942 года, всего изготовлено около семи тысяч таких машин.

Другие грузовики Krupp

На фоне других немецких грузовиков, машины от Krupp явно теряются. Все-таки основной профиль компании был не в этом. Тем не менее кроме описанных выше машин, которые составляли основной костяк, Крупп выпускал и специализированные, практически штучные модели. Из них можно выделить тяжелый 6,5-тонный Krupp L6,5N262, который также мог оснащаться 110-сильным дизелем Юнкерс (модификация LD6,5N242). Или 3,5-тонный LD3,5M222 с мотором от той же фирмы, но на 80 л.с. Как бы то ни было выпущено их было не много, а после 1943 года, когда началась активная бомбежка заводов Krupp, компании и вовсе стало не до автотранспорта.