Ленд-лиз от Великобритании: английские грузовики на службе СССР
09 марта 2021Многим известно, что во время войны от стран союзников в Советский Союз осуществлялись поставки оружия, материалов, боеприпасов и оборудования в рамках программы помощи — ленд-лиза. Помимо США в ней участвовали и другие страны. Ленд-лиз от Великобритании был хоть и в меньших объемах включал так необходимые нашей стране танки, самолеты и конечно же автомобили.
Ленд-лиз от Великобритании
Согласно официальным данным с 1941 по 1944 год Великобритания поставила в СССР 5239 автомобилей и бронемашин. Цифра более чем скромная на фоне аналогичных поставок из США, которые насчитывали более 200 тысяч автомашин. Тем не менее английские автомобили пришлись весьма кстати, особенно на начальном этапе войны.
Bedford
Из всех британских машин проходивших службу в Красной армии, самыми распространенными были грузовики фирмы Bedford. Их доля от общих поставок занимала 20%, что в количественном выражении составляло 1100 машин. В основном в СССР поставлялись две модели: полуторатонный Bedford OXD и трехтонный Bedford OYD. Оба грузовики имели колесную формулу 4х2, но за счет односкатной ошиновки обладали весьма неплохой проходимостью. Bedford OXD отличался укороченной базой в 2820 мм, тогда как OYD имел базу в 3988 мм. В остальном по внешнему виду грузовики практически не отличались. Хотя на общем фоне английские грузовики выглядели немного необычно. Они выделялись плавными обводами цельнометаллической кабины и резко отсеченным капотом.
Грузовики оснащались шестицилиндровым мотором рядного типа мощностью 72 л.с. Работал он в паре с 4-ступенчатой МКПП. Как и все британские автомобили, Бедфорды имели праворульное исполнение.
Помимо вышеописанных моделей в Красную армию попал и Bedford QLD — трехтонный грузовик с колесной формулой 4х4. Он отличался компоновкой типа кабина над двигателем и усредненной базой в 3632 мм. В СССР Bedford QLD поставлялся в очень небольшом количестве.
Commer
Фирма Commer с самого своего основания в 1905 году специализировалась на производстве грузовиков. Собственно ее название и является сокращением от словосочетания Commercial Cars (Коммерческие автомобили).
Наравне с Bedford OYD, Commer Q4 был одним из самых распространенных грузовиков Великобритании грузоподъемностью в три тонны. Поставлялся он и в Советский Союз, но в единичных экземплярах.
Commer Q4 представлял собой капотный грузовик с колесной формулой 4х2. Он был создан на основе гражданского грузовика Commer Superpoise, но в отличие от него получил одинарные шины размерностью 10,50-16 дюймов и упрощенную кабину. Интересно выглядели буксировочные проушины в передней части машины, совмещенные со стальной U-образной дугой защиты радиатора. Характерный элемент, который встречался на многих армейских грузовиках из Великобритании. Под капотом находился довольно мощный, шестицилиндровый бензиновый мотор объемом 4,1 л на 81 л.с.
В британской армии Коммеры не жаловали, предпочитая более надежные Бедфорды. Впрочем, оно и понятно, учитывая гражданские корни Q4.
Austin
В СССР поставлялось несколько моделей грузовиков фирмы Austin. Полуторатонный K30, двухтонный K2, трехтонный К3 и его доработанную версию К6.
Конструктивно автомобили были во многом схожи и фактически отличались лишь базой да количеством осей. Все грузовики оснащались рядным 3,5-литровым бензиновым двигателем на шесть цилиндров мощностью 60 л.с. Кроме того машины были унифицированы по коробкам передач, мостам, подвескам, тормозам и кабинам. Изначально последние шли в упрощенном варианте, а после 1942 года стали полностью цельнометаллическими.
В Красной армии на шасси трехосного Austin K3 приспособили различные надстройки в виде фургонов радиосвязи и другого военного оборудования. Базовый К3 имел двускатную ошиновку, но существовала версия и с одинарными задними колесами, а также 4-литровым двигателем увеличенной мощности на 72 л.с.
В 1942 году на смену Austin K3 пришел более совершенный Austin K6. Он оснащался форсированным до 82 л.с. мотором и увеличенным бензобаком. Эту модификацию использовали, в том числе под установку реактивного миномета М-13. Однако сколько собрали таких машин достоверно не известно.
Всего в общей сложности в СССР прибыло около пятисот Остинов.
Fordson
Компания Fordson (Форд и сыновья) известна в нашей стране еще с начала 1920-х, когда в СССР освоили выпуск тракторов Фордзон-Путиловец. В Великобритании филиал американской Fordson начал работу спустя десятилетие в 1933 году.
На островах фирма выпускала широкую номенклатуру грузовиков, как коммерческих, так и сугубо военных. Последние имели наименование WOT (War Office Truck). Выпускались несколько модификаций от трехтонки WOT1 с колесной формулой 6х4, до полуторатонного полноприводного WOT8. Последний приглянулся нашим армейцам и партией почти в 900 единиц, был заказан в СССР.
Fordson WOT8 представлял собой двухосный грузовик с кабиной над двигателем и малораспространенным для военных машин тех лет — двигателем V8 (сказывались американские корни). Как бы то ни было мотор был вполне надежен и выдавал вполне приличные 85 л.с. Кроме того за счет двухступенчатого демультипликатора и полного привода, Ford WOT8 прекрасно справлялся с функцией артиллерийского тягача для английской 17-фунтовки, массой в три тонны. В РККА Фордзоны применялись в разных ипостасях, в том числе и как шасси для «Катюши».
По внешнему виду, британские Форды выделялись своей угловатой кабиной и необычной передней облицовкой, с вытянутой вертикальной фальшрадиаторной решеткой, и горизонтальным «козырьком» — площадкой над ней.
В армии грузовики Fordson WOT8 зарекомендовали себя неплохо. Они ценились за высокую проходимость и надежность, хотя особой славы ввиду своей немногочисленности не завоевали.
Ленд-лиз Великобритании — другие грузовики
В СССР поставлялись также грузовики фирм Albion, Thornycroft, Leyland, Scammell и другие. Вообще «зоопарк» британских машин был довольно разнообразен, но малочислен. Тем не менее и такая помощь не была лишней, особенно на первых этапах войны, когда убыль собственной техники в РККА была запредельной.