Автоэкспорт СССР: первые автомобили

Автоэкспорт СССР: первые автомобили

05 марта 2021 0 Автор autohs.ru

Сила национального автопрома заключается не только в том сколько автомобилей было произведено в стране, но и сколько из них экспортировано за рубеж. СССР стал настоящей автомобилестроительной державой в начале 30-х, после первой поставки грузовиков за границу. Автоэкспорт СССР и его первые автомобили.

Первый советский автоэкспорт

В годы первой пятилетки (1928-1932) советская автопромышленность сделала огромный скачок вперед. Готовился к постройке огромный завод в Нижнем Новгороде, а в Москве и Ярославле освоили выпуск новых грузовиков. Машины требовались для осуществления масштабных планов по индустриализации страны и многочисленных строек гигантов, и на первый взгляд осуществлять экспорт автомобилей не обеспечив собственные потребности было неразумно. Однако Советский Союз остро нуждался в валюте, поэтому экспорт автомобилей, как высокотехнологичного товара, стал волне логичным решением.

Первая установочная партия отечественных грузовиков пошла на экспорт в июне 1931 году. Сто советских машин, семьдесят пятитонных Я-5 и тридцать 2,5-тонных АМО-2, отправились в столицу Монголии Улан-батор.

АМО-2

АМО-2
АМО-2 экспортный

В 1929 году делегация ВСНХ СССР и американская фирма Autocar подписали контракт о поставке в двух тысяч шасси для сборки грузовика Autocar SD. Советским предстателям машина приглянулась простотой сборки, хорошим соотношением цена-качество и неплохой проходимостью.

Изначально Autocar SD имел грузоподъемность в две тонны, однако наши специалисты оснастили машину усиленным ведущим мостом Timken, увеличив тем самым грузоподъемность на 500 кг. Именно в таком варианте автомобиль и получил наименование АМО-2.

Между тем на Autocar в СССР имелись больше планы. В 1931 году автомобиль модернизировали и полностью локализовали, переименовав в АМО-3 (ЗИС-3). В 1935-м в производство пошел более совершенный трехтонный ЗИС-5.

Я-5

ЯГ-5
Экспортный ЯГ-5

Между тем в отличие от АМО-2, ярославский Я-3 представлял собой грузовик разработанный в СССР и не имевший непосредственных зарубежных аналогов. Хотя от импорта узлов и агрегатов отказаться не удалось.

В машине применялся американский шестицилиндровый, бензиновый мотор Hercules-YXC мощностью 93 л.с. Он работал в паре со сцеплением и четырехступенчатой МКПП компании Brown-Lipe, также производства США.

Как бы то ни было советским конструкторам удалось довести грузоподъемность Я-5 до пяти тонн. Грузовик был крайне востребован в народном хозяйстве, и к 1931 году Ярославский автозавод выпускал более тысячи Я-5 в год!

Автоэкспорт СССР

Автоэкспорт СССР Я-6
Я-5 с пониженной платформой

Тем временем в отличие от АМО-2, «монгольские» Я-5 проявили себя не с лучшей стороны. Уже в первые месяцы в ремонте нуждалось 46 машин. Из строя выходили мосты, карданные сочленения, сцепление и КПП. Кроме того плохо работали тормоза и система зажигания, не выдерживали рессоры и мосты. Все это помноженное на слабую техническую культуру монгольских водителей и привело к такому удручающему положению.

В 1932 году специальная комиссия проанализировав все неисправности и распорядилась создать модернизированную, экспортную версию пятитонки. Спустя два года на ЯГАЗе разработали экспортный ЯГ-5. Грузовик отличался усиленной ходовой частью, пониженной по погрузочной высоте платформой, вытянутой подножкой, улучшенным стеклоочистителем и дополнительным бензобаком.

Автозавод ЗИС СССР логотип

Несмотря на то, что первый опыт по автоэкспорту в СССР прошел не слишком гладко, Советские автостроители быстро учли свои недоработки. В дальнейшем в большинстве случаев на экспорт поставлялись адаптированные к местной специфике автомобили. За счет чего увеличилась их надежность.

Кроме того спрос на отечественные машины неуклонно рос. К примеру если в 1934 году СССР ежегодно экспортировал 243 грузовых автомобиля, то к 1937 году их число возросло до 3370 единиц. При этом постоянно расширялась география поставок. Советские машины отправляли в Иран, Турцию, Китай, Испанию, Болгарию и многие другие страны. В основном за границу поставлялись грузовики ЗИС и в незначительных объемах грузовики ГАЗ. К 1938 году на СССР приходилось 35,5%(!) от общемирового экспорта тяжелых (грузоподъемностью более 2,5 т) грузовиков. По этому показателю впереди были только США. И неизвестно до каких бы высот достиг грузовой автоэкспорт СССР, если бы не война.