МАЗ-6317: последний тяжелый грузовик Советской армии

МАЗ-6317: последний тяжелый грузовик Советской армии

К началу 80-х в Советской армии на вооружении находилась широкая линейка трехосных грузовых автомобилей: от ЗИЛ-131 грузоподъемностью 5 тонн, до тяжелого 9,5-тонного КрАЗ-260. Однако под самый закат советской страны на вооружение встал МАЗ-6317 — самый тяжелый трехосный грузовик СССР.

МАЗ-6317

МАЗ-6317
МАЗ-6317
Седельный тягач МАЗ-6425
Седельный тягач МАЗ-6425

Техническое задание на разработку нового трехосного грузового автомобиля Минский автозавод получил в сентябре 1984 года. Согласно проекту машина должна была иметь грузоподъемность не менее 11 тонн и колесную формулу 6х6. Спустя три года построили пять опытных образцов. В варианте седельный тягач грузовик получил отраслевой индекс МАЗ-6425, а в варианте с бортовой платформой МАЗ-6317.

МАЗ-6317 представлял собой трехосный, полноприводный грузовик оснащенный восьмицилиндровым турбодизелем ЯМЗ-8424 мощностью 420 л.с. Двигатель работал в паре с 9-ступенчатой МКПП ЯМЗ-202. Одноступенчатую раздаточную коробку и передний мост (с оригинальным редуктором) позаимствовали у МАЗ-5434, а задними мостами поделился МАЗ-64221. В целом МАЗ-6317 достаточно широко унифицировали с уже выпускающимися машинами. Кроме вышеописанных компонентов, грузовик получил комфортабельную кабину от «магистральника» МАЗ-6422 и унифицированную с ним по профилю лонжеронов клепанную раму.

МАЗ-6425
МАЗ-6317

Внедорожные ходовые качества обеспечивали: высокий дорожный просвет в 355 мм, широкопрофильные шины оборудованные централизованной системой подкачки, межосевой и межколесные дифференциалы с возможностью блокировки. Кроме того МАЗ-6317 оборудовали 12-тонной лебедкой с двухсторонней выдачей троса.

Жесткие испытания

Грузовик Минского автозавода
На испытаниях в песках Туркмении
МАЗ-6317
Преодоление перевала АК-Байтал
Преодоление перевала АК-Байтал
МАЗ-6425
МАЗ-6425 преодолевает брод

С ноября по декабрь 1988 года пять автомобилей, три МАЗ-6317 и два МАЗ-6425, проходили испытания. В ходе них машины преодолели 49 тыс. км. Грузовики своим ходом добирались из Минска до Сургута, Ашхабада, высокогорного Оша и обратно. По результатам выявилась недостаточная надежность автомобилей. Средняя наработка на отказ не превышала 4,1 тыс. км, вместо требуемых заказчиком 10 тысяч. Наработка на отказ двигателя составила 22,5 тыс. км. У отдельных автомобилей трескалась рама, разрушались стремянки рессор и опоры силовых агрегатов. Тем не менее отраслевая комиссия рекомендовала к постановке грузовиков на производство, при условии устранении выявленных недостатков. Чем собственно завод и занялся.

22 февраля 1991 года машины приняли на вооружение. Вот только стремительно падающей в бездну стране было уже не до них.

Новые реалии

Советские военные грузовики на испытаниях

Как бы то ни было Минский завод не собирался отказываться от перспективных машин. В 1993 году, малыми сериями, завод приступил к серийному выпуску МАЗ-6317 с двигателем ЯМЗ-238 мощностью 330 л.с. В 2001 году автомобиль был принят на вооружение ВС Белоруссии. Военные машины комплектовались двигателем ТМЗ-8424 производства Тутаевского моторного завода. В Белорусской армии шасси МАЗ-6317 приспособили под установку РСЗО «Град». Причем длина и грузоподъемность шасси позволила помимо самой установки, разместить к ней дополнительный боекомплект из 40 снарядов.

На данный момент помимо седельного тягача МАЗ-6425 на базе МАЗ-6317, завод выпускает различные модификации, в том числе самосвал МАЗ-6417 и лесовоз МАЗ-6517. Достоверно не известно, сколько таких машин производит Минский завод, но число их невелико. Тем не менее отрадно видеть, что последний тяжелый грузовик СССР пока еще в строю.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *