Skoda, Tatra и Praga: грузовики социалистической Чехословакии

Skoda, Tatra и Praga: грузовики социалистической Чехословакии

07 февраля 2022 0 Автор autohs.ru

Из всех социалистических государств Советский Союз обладал наиболее развитой автомобильной промышленностью, особенно в сегменте грузовиков. Но и в других странах Восточной Европы грузовые автопроизводства жили и процветали. В этой статье мы расскажем о лучших грузовиках социалистической Чехословакии.

Skoda 706RT

Skoda 706 RTTN
Skoda 706RTTN

По импорту грузовых автомобилей в СССР, среди стран СЭВ, Чехословакия занимала первое место. Это неудивительно, ЧССР обладала очень высоким техническим потенциалом и огромным опытом в разработке автомобилей. Грузовики в стране выпускали три фирмы: Авиа, Татра и Шкода. Последняя наиболее известна по автомобилям — Skoda 706RT.

Производство Skoda 706RT стартовало на заводе Мнихово-Градиште в 1957 году. Этот двухосный грузовик был спроектирован по прогрессивной компоновочной схеме с кабиной над двигателем. Грузовик получил очень просторную четырехместную кабину с большой площадью остекления. Под ней находился 6-цилиндровый дизельный двигатель мощностью 160 л.с.

Skoda 706RTD Шасси
Шасси Skoda 706RTD

На базе Skoda 706RT завод выпускал множество модификаций, основные из них — самосвал (706RTS) и седельный тягач (706RTTN). Все они экспортировались в СССР, но наибольшую долю поставок занимали седельные тягачи. В основном Шкоды работали на региональных маршрутах в составе автопоездов-рефрижераторов. Советские водители ценили чешские грузовики за высокую надежность и комфортабельность.

В различных модификациях Skoda 706RT выпускался вплоть до 1985 года. Всего было выпущено около 150 тыс. грузовиков.

Tatra 138

Tatra 138
Tatra 138

Еще один знаменитый грузовик из Чехословакии — Tatra 138 впервые попал в нашу страну в 1962 году, через четыре года после начала серийного производства. В отличие от дорожной Шкоды, Татра предназначалась для работы по всем типам дорог, в том числе и грунтовым.

Tatra 138 обладала типичной для себя, и нетрадиционной для всех остальных грузовиков, конструкцией. В ее основе лежала сверхпрочная хребтовая рама, которая обеспечивала машине фантастическую выносливость, даже в самых суровых условиях эксплуатации. Кроме того за счет ходовой части с независимыми подвесками и всеми ведущими мостами (6х6), Tatra 138 имела великолепную проходимость и плавность хода.

Автомобиль был самобытен во всем. Капотная кабина имела необычный округлый дизайн, дизельный двигатель — воздушное охлаждение, а из-за особенностей шасси колеса на пустом грузовике и вовсе стояли под углом.

Tatra 138
Двигатель воздушного охлаждения и уникальная рама с качающимися полуосями — ключевые особенности Tatra 138

На базе Tatra 138 завод в Копрживнице выпускал три основные модификации: седельный тягач (138NT), самосвал с разгрузкой назад (138S1) и самосвал с трехсторонней разгрузкой (138S3). Именно самосвалы составляли львиную долю всех поставок в СССР. Зачастую Татры «кидали» на самую сложную работу в Сибирь и на Дальний Восток. 138-е строили ГЭС за Полярным кругом, обслуживали карьеры, нефтегазовые месторождения, строили города. При этом водители хвалили машины за высокую надежность и комфорт, недостижимые для отечественных автомобилей.

Производство Tatra 138 завершилось в 1971 году на отметке в 46 тысяч единиц, 20% из общего выпуска пришлось на поставки в Советский Союз.

Praga

Praga V3S
Praga V3S

В отличие от представленных выше грузовиков, полноприводный Praga V3S пражского автозавода Авиа, в СССР имел намного меньшее распространение. Автомобиль был создан по заказу военного ведомства Чехословакии в 1953 году.

Как и полагается армейскому грузовику, Praga V3S обладал отличной проходимостью. Ей способствовали портальные мосты с блокирующимися дифференциалами, «моментный» 6-цилиндровый дизельный двигатель мощностью 98 л.с. и уникальная клепаная рама с повышенной гибкостью на кручение. Последняя обеспечивала зависимым подвескам отличную повторяемость профиля дороги при движении на сложных рельефах.

praga v3s

Внешне Прагу от любого другого грузовика можно было отличить по оригинальной кабине с «куцым» капотом. Специфический внешний вид был продиктован желанием конструкторов сместить двигатель за переднюю ось, улучшив тем самым развесовку машины.

Утилитарный военный грузовик особого распространения в СССР не получил — хватало своих, но несколько тысяч в страну все же попало. В основном эти автомобили использовались как шасси для ремонтных мастерских и мобильных флюорографических кабинетов.