ЗИЛ-137, ГАЗ-63Д, Урал-380: активные автопоезда СССР

ЗИЛ-137, ГАЗ-63Д, Урал-380: активные автопоезда СССР

Исследования в сфере создания военных автотранспортных средств высокой проходимости, в конце 1950-х вылились в разработку уникальных полноприводных автопоездов. В СССР по этой тематике работали все крупные автозаводы, производители военных грузовых автомобилей. Были созданы множество прототипов, некоторые из них добрались до мелкосерийного производства (ЗИЛ-137, Урал-380), но широкого распространения такая автотехника так и не получила.

ГАЗ-63Д

Активный автопоезд ГАЗ-63Д
ГАЗ-63Д с полуприцепом ГАЗ-745

Один из первых активных автопоездов был создан на Горьковском автозаводе в 1958 году. Автопоезд состоял из полноприводного тягача ГАЗ-63Д и одноосного 4-тонного полуприцепа ГАЗ-745. ГАЗ-63Д изначально разрабатывался в качестве тягача для самосвального полуприцепа, поэтому оборудовался коробкой отбора мощности (КОМ). От нее через систему редукторов и карданных валов крутящий момент передавался на ведущий мост полуприцепа. Последний получил цельнометаллическую грузовую платформу укрытую тентом и мост от ГАЗ-63.

ГАЗ-66К
ГАЗ-66К на испытаниях

Первые же испытания продемонстрировали общую ненадежность механической системы передачи момента. Кроме того стандартные агрегаты ГАЗ-63Д, оказались не приспособлены к работе при высоких нагрузках в составе активного автопоезда. Тем не менее работы по тематике продолжили и тремя годами позднее, газовцы построили еще один активный автопоезд. На этот раз на базе седельного тягача ГАЗ-66К. Новый бескапотник ГАЗ-66К также оборудовался КОМ, к которой был подключен механический привод активного полуприцепа. Благодаря более мощному тягачу, автопоезд лучше показал себя на бездорожье, но проблемы с надежностью и общей эффективностью системы так и не были решены. Так что серийного воплощения газовские разработки не получили.

ЗИЛ-137

ЗИЛ-137
Опытный ЗИЛ-4Э137

Параллельно с Горьковским автозаводом, активные автопоезда строили и на ЗИЛе. В 1956 году там экспериментировали с тягачом ЗИС-121Д и одноосным активным полуприцепом с механическим приводом. В ходе дальнейших работ по этой тематике, в 1962 году зиловцы собрали еще один автопоезд на базе ЗИЛ-157К, также с механическим приводом.

К этому времени начала выкристаллизовываться оптимальная схема для полноприводных автопоездов, в виде трехосного тягача и двухосного полуприцепа с общей колесной формулой 10х10. Кроме того выяснилось, что самый простой и дешевый механический способ передачи момента на полуприцеп, имеет кучу недостатков. К ним относились кинематические несоответствия при вращении колес тягача и полуприцепа, неоптимальное перераспределение тяги на всех колесах автопоезда, а также общая сложность и низкая надежность системы. Как следствие конструкторы приступили к постройке принципиально нового активного автопоезда с гидроприводом колес полуприцепа.

Схема ЗИЛ-137
Схема автопоезда: 1)Маслобак 2) КОМ 3) Гидронасос 4) Шланг гидропровода 5) Гидромотор 6) Редуктор 7) Карданный вал 8) Редуктор моста полуприцепа 9) Привод гидронасоса 10) Раздаточная коробка

Первый опытный автопоезд — ЗИЛ-137 собрали в 1963 году. В его основе находился тягач ЗИЛ-137Т мощностью 150 л.с. с поршневым гидронасосом с рабочим давлением до 150 кгс/см3. Принцип работы гидропередачи был довольно прост. Масло под давлением от гидронасоса подавалось по шлангу к гидромотору, который через понижающий редуктор и карданные валы приводил ведущие мосты подвижного состава.

В 1964 году ЗИЛ-137 успешно прошел серийные испытания и был принят к мелкосерийному производству на Брянском автозаводе. Реальная эксплуатация в армии показала, что отличается высокой надежностью и ремонтопригодностью. Кроме того ЗИЛ-137 вышел довольно дорогим, так что массового распространения он не получил.

Урал-380

Активный автопоезд СССР Урал-380
Урал-380-862

Параллельно с разработкой семейства грузовиков Урал-375, специалисты Уральского автозавода спроектировали свой активный автопоезд с механическим приводом. В его основе находился 180-сильный тягач Урал-380 и 10-тонный полуприцеп Урал-862. Механический привод инженеры организовали по стандартной схеме через коробку отбора мощности, систему редукторов и карданных валов. По основным компонентам Урал-380-862 максимально унифицировали с Урал-375. Кроме того автопоезд получил централизованную систему поддержания давления в шинах.

Урал-380-862
На испытаниях

Урал-380-862 мелкой серией выпускался с 1965 по 1975 год, пока его не сменил Урал-44201-862. Как не трудно догадаться из обозначения, в основе этого автопоезда находился седельник Урал-44201 с дизельным двигателем мощностью 210 л.с. В такой вариации автопоезд выпускался вплоть до 1983 года.

Активные автопоезда СССР

Выпуск активных автопоездов заводов ЗИЛ и Урал не носили сколько-нибудь массовый характер, и в армии имели ограниченное применение. Они проигрывали по проходимости и грузоподъемности специализированным тяжелым многоосным машинам, которые активно поступали в войска начиная со второй половины 1960-х. Так что они стали хоть и яркой, но тупиковой ветвью военного автомобилестроения СССР.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *