НАМИ-А50 «Белка»: опытный микролитражный автомобиль СССР

НАМИ-А50 «Белка»: опытный микролитражный автомобиль СССР

18 июля 2021 0 Автор autohs.ru

К середине 1950-х автомобильная промышленность СССР находилась на подъеме. Заводы освоили производство принципиально новых грузовых и легковых автомобилей. Но если номенклатура грузовых моделей была довольно разнообразна, то легковушек в обозначенный период выпускалось всего четыре: Москвич-402, ГАЗ-20, ГАЗ-12 и ЗИС-110. Причем последние две, советский человек не мог себе позволить ни при каких обстоятельствах. Другими словами в стране ощущался острый дефицит доступных автомобилей. Решать застарелую проблему принялись несколько советских предприятий, в том числе и Ирбитский мотоциклетный завод. Так родился НАМИ-А50 Белка, микролитражный автомобиль весьма оригинальной конструкции.

НАМИ-А50 Белка

НАМИ-50 Белка

Разработка ирбитского микроавтомобиля началась по инициативе главного конструктора завода Ф.А.Реппиха. Опыта в разработке автомобилей такого класса у ИМЗ не имелось, и Реппих обратился за помощью в НАМИ. В результате к проекту подключились конструкторы института: Ю.А.Долматовский, К.В.Корзинкин, В.А.Арямов и другие.

ИМЗ-НАМИ-50
Ирбитский двигатель располагался за задней осью

В 1955 году был готов первый прототип, который назвали Белка (позднее автомобиль получил обозначение ИМЗ-НАМИ-А50). Он представлял собой небольшой заднеприводный автомобиль, с короткой колесной базой (1570 мм), и крайне необычным дизайном. Машина получила оригинальный кузов вагонного типа с покатой крышей и выступающей задней частью, где расположился мотоциклетный двигатель ИМЗ-М-72 мощностью 20 л.с. Так как мотор имел воздушное охлаждение, его оснастили вентилятором для обдува цилиндров. Двигатель сблокировали с доработанной трехступенчатой МКПП Москвич-401, от него же пришлась главная передача. Подвески всех колес — независимые, пружинные с амортизаторами от мотоцикла М-72. Тормоза также от него, но доработанные с гидравлическим приводом. Колеса размерностью 5,00-10 позаимствовали от мотоколяски СМЗ.

Советский микролитражный автомобиль

Оригинальный дизайн НАМИ-А50 был обусловлен желанием конструкторов обеспечить максимальный простор в салоне при небольших габаритах автомобиля. Спереди располагались два кресла для водителя и пассажира, а сзади полноценный трехместный диван. За счет высокого потолка в салоне было довольно просторно, вот только удобство посадки и высадки подкачало. Для задних пассажиров предусмотрели только одну распашную дверь справа, а вот для доступа на передние места приходилось откидывать переднюю стенку кузова на манер немецкой Изетты. Причем стенка откидывалась вместе с частью крыши, что комфорта в ненастную погоду явно не добавляло. Кроме того на испытаниях выявилась недостаточная герметичность стыка откидной части (двери) с кузовом.

ИМЗ-НАМИ-50
ИМЗ-НАМИ-50 с открытым кузовом

Как бы то ни было разработка шла своим чередом, и к 1956 году собрали еще один образец, на этот раз с упрощенным кузовом открытого типа. Предусматривалось, что утилитарный вариант НАМИ-А50 пригодится на селе, а возможно и военным. Открытая Белка получила откидное ветровое стекло и тентованную крышу. Запасное колесо приспособили на передней облицовке, а на капоте и в средней части борта разместили удобные поручни.

Туманные перспективы

НАМИ-А50 «Белка»: опытный микролитражный автомобиль СССР
НАМИ-А50 в закрытом и открытом кузове

Вслед за первыми прототипами построили еще два и отправили автомобили на испытания. На них выявились ряд существенных недостатков машины. Мотоциклетный двигатель оказался явно слабоват для машины массой 575-640 кг (мотоцикл ИМЗ-М-72 с коляской весил 320 кг). Кроме того зачастую мотор работал в неблагоприятном тепловом режиме, что надежности ему не прибавило. Наблюдались проблемы и с трансмиссией из-за неоптимальной работы карданных шарниров полуосей при таких небольших колесах. Но проблемы эти были решаемы. К примеру заменой двигателя на большее мощный, разработки НАМИ (такой вариант прорабатывался) и установкой ШРУСов вместо карданов. Так почему НАМИ-А50 так и не вышел в свет?

Дело в том, что мощности Ирбитского мотозавода были ограничены 20 тысячами мотоциклов в год. И если даже полностью свернуть их производство, ИМЗ вряд ли бы смог производить столько же Белок. Требовалась серьезная модернизация производства, а на это как водится денег не нашлось. Кроме того НАМИ-А50 с такой неудобной посадкой вряд ли подходил на роль массового автомобиля для простого народа.