
МАЗ-525: первый отечественный карьерный самосвал
17 июля 2021Бурный рост экономики СССР первой послевоенной пятилетки, повлек за собой резкую интенсификацию добычи полезных ископаемых. Многократно вырос объем земляных работ при строительстве крупных промышленных предприятий и гидротехнических сооружений. Как следствие производительности самосвалов, созданных на базе обычных грузовиков уже не хватало. Требовался специализированный автомобиль большой грузоподъемности, способный работать в карьерах в комплексе с мощными экскаваторами. Поэтому в начале 1950-х Минский автозавод разработал и запустил в производство первый советский сверхтяжелый карьерный самосвал МАЗ-525. Причем для своего времени машина вышла весьма оригинальной, если не сказать инновационной.
МАЗ-525
Работа по созданию новой 25-тонной карьерной машины стартовала на Ярославском автозаводе в 1948 году. Однако в связи с реорганизацией завода и передачей автомобильного производства в Минск, все наработки по перспективной машине передали на МАЗ. Дальнейшей разработкой занималась группа конструкторов Минского автозавода во главе с Борисом Львовичем Шапошником. Всего через год минчане собрали первый опытный образец, а в 1951 году самосвал под названием МАЗ-525 пошел в серийное производство.
МАЗ-525 представлял собой двухосный грузовой автомобиль, с капотоной двухместной кабиной и металлической ковшовой платформой. В основе машины лежала мощная сварная из прокатных швеллеров рама, к которой жестко крепился задний мост. Передняя подвеска рессорная без амортизаторов. Такая конструкция подвесок было обусловлена высокой ударной нагрузкой на ходовую часть при работе с экскаваторами с объемом ковша в 4-5 м3. Крутящий момент от мотора передавался к заднему мосту через гидромуфту, двухдисковое сцепление и 5-ступенчатую коробку передач. Причем она с двигателем была разнесена и крепилась к раме отдельно.
Для советской автопромышленности МАЗ-525 стал инновационной машиной. На нем впервые в отечественной практике установили гидроусилитель руля, планетарные колесные редукторы и 12-цилиндровый дизельный двигатель Д-12А. Он являлся ничем иным как дефорсированной до 300 л.с. модификацией легендарного танкового дизеля В-2. Таким образом МАЗ-525 стал первой советской машиной оснащенной мотором с двумя распределительными валами, четырьмя клапанами на цилиндр и непосредственным впрыском топлива.
Эксплуатационные показатели МАЗ-525 оказались весьма неплохи. При собственной массе в 24830 кг он мог перевозить 25 тонн (а не редко и больше), и при этом расходовать около 160 литров солярки на 100 км. Максимальная скорость при этом могла достигать 30 км/ч. Кроме того опрокидывающий механизм поднимал 14,3 м3 кузов за каких-то 40 секунд. МАЗ-525 с успехом применялся на стройках в Советском Союзе, а также экспортировался за рубеж в Индию, Египет, Вьетнам, Китай и другие страны.
МАЗ-530
К середине 1950-х производительность МАЗ-525 оказалась уже недостаточной, и в Минске приступили к созданию 40-тонного самосвала. Автомобиль под обозначением МАЗ-530 пошел в серийное производство в 1957 году. В отличие от предшественника 530-й получил дополнительную третью ось, форсированный до 450 л.с. двигатель Д-12А, гидромеханическую 3-ступенчатую коробку передач и увеличенную грузовую платформу. Новая машина оснащалась трехместной кабиной с отопителем. Кузов также получил обогрев отработавшими газами. Кроме того в отличие от жесткого МАЗ-525, МАЗ-530 получил более комфортную балансирную подвеску задних осей. Теперь водителям не приходилось подкладывать фуфайку на сиденье, а то и вовсе работать стоя, как это было на МАЗ-525.
Как бы то ни было производственный век МАЗ-525 и МАЗ-530 оказался относительно недолог. В 1957 году МАЗ-525 передали на вновь образовавшийся Белорусский автозавод (БелАЗ), где там его выпускали до 1965 года. За все годы было выпущено 6961 двухосных самосвалов. Трехосную машину выпустили еще меньшим тиражом — около 30 единиц. После чего на БелАЗе приступили к разработке карьерных самосвалов нового поколения. Но это уже другая история.