Bentley 3 Litre: самый известный автомобиль марки Бентли

Bentley 3 Litre: самый известный автомобиль марки Бентли

22 августа 2024 Выкл. Автор autohs.ru

Сегодня машины марки Бентли являются лишь более дорогими копиями автомобилей Ауди, но в 1920-е годы, когда фирма еще была самостоятельной, она выпускала великолепные, во многом своеобразные и очень мощные машины престижного класса. Свободное творчество длилось всего каких-то 12 лет, но именно за это время фирма Уолтера Бентли создала свои самые знаменитые автомобили, в том числе истинный шедевр классического британского автопрома — Bentley 3 Litre.

История фирмы Bentley

Уолтер Бентли
Уолтер Бентли (в центре) и победители Ле-Ман 1924 года, гонщики Франк Клемент (справа) и Джон Дафф

Свою автомобильную деятельность Уолтер Оуэн Бентли начал в 1912 году, когда он совместно со своим старшим братом основал фирму по импорту французских автомобилей забытой марки DFP. Бентли не пожелал быть простым продавцом, а сразу же принялся дорабатывать эти машины и участвовать на них в автогонках. В то время успехи в соревнованиях являлись существенным фактором повышения продаж, поэтому братья Бентли проводили основательную работу по улучшению своих машин и активно применяли алюминиевые детали в их конструкции. Усилия дали плоды, и в 1914 году Уолтер Бентли на автомобиле DFP 12/40 с алюминиевыми поршнями занял шестое место в ралли Турист-Трофи, а также установил новый рекорд скорости на трассе в Бруклендсе.

Во время войны Бентли при поддержке правительства переориентировался на производство авиадвигателей с облегченными алюминиевыми поршнями, чем резко повысил эффективность британской авиации. Заслуги перед отечеством не остались без внимания, и войну Бентли закончил в чине лейтенанта и с ­орденом MBE на груди.

Bentley 3 Litre

Bentley 3 Litre
Bentley 3 Litre Speed в фирменном кузове ателье Vanden Plas

После завершения боевых действий Бентли осознал, что идея доводить чужие машины себя изжила и необходимо организовать производство собственных, более современных и качественных автомобилей. Вскоре в бывших конюшнях на Оксгейт-лейн в Лондоне он основал автомобилестроительную фирму Bentley Motors Ltd, где в августе 1919 года построил первый прототип собственного автомобиля с 4-цилиндровым мотором объемом 3 л. Автомобиль, получивший незатейливое название Bentley 3 Litre (3L), дебютировал на Лондонском автосалоне — правда, только в виде шасси и с макетом двигателя, но все равно привлек огромное внимание местной публики.

Два года понадобилось на доведение конструкции до ума, и наконец в сентябре 1921 года состоялся дебют первого серийного Bentley 3L. Это был достаточно массивный автомобиль с удлиненным 4-местным кузовом, высоким радиатором, зауженными к низу боковинами и огромными оспицованными колесами на узких шинах. По своей конструкции 3L стал смесью классических конструкторских решений и передовой техники. Он оборудовался 4-цилиндровым рядным двигателем с алюминиевыми поршнями и прогрессивной верхневальной алюминиевой ГБЦ с четырьмя клапанами на каждый цилиндр. Данная конструкция обеспечивала более эффективное наполнение цилиндров и ускоренный отвод выхлопных газов, намного увеличивая мощность двигателя.

Bentley 3 Litre Engine
Уолтер Бентли был настолько уверен в своих машинах, что все машины серии 3L (кроме гоночной версии) имели 5-летнюю гарантию

Несмотря на сложную конструкцию, Бентли постарался максимально увеличить жизнеспособность мотора и ввел дублирование систем. Так, за воспламенение рабочей смеси отвечала двойная система зажигания от магнето с двумя свечами на цилиндр, а ее приготовлением обычно занимались два карбюратора. Кроме того, взамен смазки разбрызгиванием, Бентли внедрил сложную, но куда более эффективную систему смазки под давлением с сухим картером. В остальном Bentley 3 Litre имел типичную для тех лет конструкцию с лонжеронной рамой, разнесенной от двигателя коробкой передач, зависимыми рессорными подвесками и барабанными тормозами на задней оси (с 1923 года тормоза появились и на передних колесах).

Bentley 3 Litre SuperSport
Облегченный гоночный вариант SuperSport развивал 160 км/ч

Покупателям Bentley 3 Litre предлагались в виде шасси различного типоразмера: от укороченных SuperSport с расстоянием между осями в 2743 мм, до удлиненных — с колесной базой в 3302 мм. На них устанавливались кузова, изготовленные по индивидуальному заказу различными кузовостроительными фирмами. Известны также специальные варианты, построенные под конкретные соревнования. Интересно, что все эти модификации можно было определить по цвету эмблемы. Синяя буква B на фальшрадиаторной решетке символизировала об обычной дорожной версии на 75 л.с., способной разогнаться до 120 км/ч. Красная эмблема принадлежала спортивной модификации Speed с предельным разгоном в 140 км/ч, а самый мощный и облегченный 80-сильный вариант SuperSport носил букву B, окрашенную в фирменный цвет «British racing green», и развивал 160 км/ч.

Настоящие автомобили Бентли

Бентли 3 Литра
Оформление и материалы обивки интерьера выбирал заказчик, непосредственно в мастерской-изготовителе кузова

Bentley 3L получился на редкость удачным автомобилем. Он имел хорошие динамические характеристики и повышенную надежность, что позволило завоевать самые высокие спортивные награды. Наивысшим достижением можно считать победы в Ле-Мане в 1924 и 1927 годах. Всего до 1929 года было выпущено 1613 машин серии 3L. При этом всего 18 из них носили гордую эмблему SuperSport.