История Peugeot 205: главного автомобиля фирмы Пежо
18 августа 2024На протяжении всей своей истории фирма Пежо выпускала в основном недорогие, массовые микролитражные автомобили. До поры до времени такая стратегия отлично работала, принося солидные доходы. Однако пара неудачных финансовых операций в начале 1970-х поставили эту фирму на грань банкротства. Ситуацию исправил недорогой, компактный хетчбэк, вобравший в себя все самые интересные наработки, доступные Пежо на тот момент. Воистину, Peugeot 205 не просто спас французскую компанию, он превратил ее в одного из самых успешных автопроизводителей Европы.
Peugeot 205
Все проблемы фирмы Peugeot начались от… ее ближайшего конкурента — Citroen. В 1974 году он обанкротился второй раз за 40 лет — и французское правительство убедило Пежо выкупить сначала 38%, а спустя два года и все 90% акций бедствующего конкурента, в результате чего образовалась знаменитая группа Peugeot Citroen (PSA). И все бы ничего, но в 1978 году к своей новой автомобильной империи французы решили присоединить разорившийся европейский филиал компании Chrysler, после чего в активе PSA оказались еще две марки — Simca и Talbot. Все эти покупки и огромные долги Chrysler Europe, к началу 1980-х вогнали Peugeot в девятизначные убытки.
Собственная модельная гамма состоящая из добротных, но уже устаревших компактных моделей Peugeot 104 и 204, оптимизма не внушала, поэтому еще в 1977 году французы инициировали проект, по созданию микролитражного автомобиля нового поколения. За эталон взяли невероятно популярный хетчбэк Renault 5, который бил все рекорды продаж не только во Франции, но и за рубежом. Тщательно проанализировав конструкцию конкурента, специалисты Пежо приступили к проектированию будущего Peugeot 205.
В основу нового автомобиля положили весьма прогрессивное шасси с независимой подвеской МакФерсон спереди и торсионной балкой с горизонтальными амортизаторами сзади. При его создании использовались наработки Simca в области компактных городских автомобилей. Как показала дальнейшая практика такое шасси обеспечило Пежо 205 отточенную управляемость и образцовую обратную связь в скоростных поворотах.
Кузов, впервые в практике фирмы Пежо, спроектировали на компьютере, а его внешний облик выполнила собственная дизайн-студия под руководством Жерара Вельтера. На смену объемным формам, знакомым по предыдущей модели Peugeot 204, пришли чистые и простые линии прямолинейного стиля. Удачной дизайнерской находкой стала передняя облицовка с тремя горизонтальными прорезями, которая впоследствии стала фирменной чертой всех автомобилей Пежо. В салоне также преобладал минимализм. Прямоугольная передняя панель из матового пластика и простые тканевые сиденья статуса машине не добавили, зато были весьма практичны и удобны в повседневном использовании.
Peugeot 205 GTI
Peugeot 205, поступивший на производство в 1983 году первоначально комплектовался устаревшими карбюраторными моторами серии X мощностью 45-57 л.с. Однако довольно скоро им на смену пришли модернизированные агрегаты XU и TU рабочим объемом 0,9-1,9 л. Кроме того спустя год после дебюта базового 5-дверного хэтчбека появилась спортивная 3-дверная версия Peugeot 205 GTI с эффектными молдингами и 14-дюймовыми легкосплавными колесами. Она оборудовалась 1,6-литровым 8-клапанным двигателем мощностью 105 л.с. До 100 км/ч автомобиль весом всего 848 кг разгонялся за 8,9 сек. Два года спустя мощность мотора увеличилась до 115 сил, а в конце 1986 года в спортивной гамме появился 130-сильный мотор объемом 1,9 л.
В то время Peugeot 205 GTI снискал популярность настоящего «горячего» хэтчбека, а триумфальное выступление Peugeot 205 T16 на Чемпионате мира по ралли стало звездным часом не только модели 205, но и всей компании Пежо.
Самым ярким доказательством востребованности и популярности того или иного автомобиля служит его тираж. В этом плане Пежо 205 оказался на высоте. Машину выпускали долгих 15 лет (1983-1998), и за это время успели изготовить 5 млн 278 тыс. экземпляров! Нам он запомнился как наглядное свидетельство того, что шедевры автомобилестроения могут рождаться даже в массовом сегменте, даже в самые трудные для производителя годы. Сможет ли фирма Пежо сегодня выпустить подобную машину? Вряд-ли…