История автомобилей Borgward Isabella

История автомобилей Borgward Isabella

15 августа 2024 Выкл. Автор autohs.ru

Среди всех немецких автомобильных фабрикантов Карл Боргвард, пожалуй, является самым недооцененным, незаслуженно задвинутым в тень более одиозными фамилиями. Всю свою жизнь он трудился над созданием грузовых и легковых автомобилей, самостоятельно рисовал их внешние формы и проектировал агрегаты. Под конец своей деятельности Карл Боргвард явил миру свою самую совершенную машину, названную ласковым именем Borgward Isabella.

История фирмы Borgward

Borgward Goliath
Грузовая тележка Goliath — первый серийный автомобиль компании

Свое автомобильное дело Карл Боргвард основал в 1922 году, когда в небольшой мастерской в восточной части Бремена, организовал производство автомобильных радиаторов. Спустя четыре года он выпустил свой первый автомобиль — небольшой трехколесный грузовичок с мотоциклетным мотором и смешным названием Голиаф (Goliath). Машина получилась на редкость удачной, и вскоре началось ее серийное производство.

Подкопив капитал в 1931 году Боргвард приобрел весьма крупную, но терпящую бедствие фирму Hansa-Lloyd. На ее основе он и создал фирму имени себя, которая к началу Второй мировой войны развернула производство знаменитых 3-тонных грузовиков Borgward B3000 и легковых автомашин Hansa-Lloyd.

Borgward Hansa 1500
Borgward Hansa 1500

Окончание войны Боргвард встретил на руинах своих главных заводов, исправно поставлявших различную технику немецкой армии. Впрочем, часть оборудования уцелело, и уже в 1945 году он сумел наладить производство довоенных грузовиков B3000. Спустя четыре года он возродил из небытия марку Hansa-Lloyd, развернув под этим наименованием изготовление простых и дешевых микролитражных автомобилей серии LP 400. Средний класс представила модель Borgward-Hansa 1500 оборудованная достаточно мощным 1,5-литровым верхнеклапанным(!) 48-сильным двигателем. Ее центральной особенностью стал обтекаемый 2-дверный несущий кузов понтонной формы, отдаленно напоминающий наш ГАЗ-М-20. В 1952 году появился еще более мощный вариант 1800 с двухобъемным 4-местным кузовом и мотором на 60 сил. Все эти машины носили на своих фальшрадиаторах фирменную эмблему Borgward — вытянутый ромб, разделенный на четыре части, окрашенных в геральдических цветах города Бремен — красном и серебристом.

Borgward Isabella

Боргвард Изабелла
Автомобиль имел довольно совершенный 4-цилиндровый двигатель и независимые подвески всех колес

Автомобили серии 1500-1800 стали своеобразной пробой пера, попыткой определить место в мире и найти собственное лицо. Одновременно с ними Карл Боргвард активно экспериментировал с перспективными конструкциями. Среди них — дизельные моторы, бензиновые двигатели с впрысковой системой, высокопроизводительные ГБЦ с четырьмя клапанами на цилиндр и двумя верхними распределительными валами.

В 1954 году был представлен обновленный вариант Borgward 1500. Вопреки всем экспериментам, автомобиль получил традиционную заднеприводную конструкцию с 2-дверным 5-местным кузовом и модернизированным верхнеклапанным 1,5-литровым двигателем мощностью 60 л.с. Подобно Фольксвагену Жук, в основании Боргвард 1500 лежала прочная стальная платформа, усиленная центральным тоннелем. Ходовая часть была представлена всеми независимыми рычажно-пружинными подвесками. Тормоза — барабанные. Коробка передач — механическая 4-ступенчатая, полностью синхронизированная.

На момент своего появления Borgward 1500 особого впечатления на публику не произвел. Смена сухого индекса на изящное и легкое название Isabella ситуацию не исправила. Однако все изменилось в 1955 году, когда на свет появилась следующая версия Borgward Isabella TS в элегантном 2-дверном кузове купе с числом мест 2+2. В отличие от грузного седана, новая машина получила куда более грациозные и стремительные формы с рельефными крыльями и эффектным перегибом поясной линии. Новый облик пришелся покупателям по душе, и продажи ожидаемо подросли.

Borgward Isabella TS Coupe
Легкое и изящное купе Borgward Isabella TS — лучший автомобиль марки Боргвард

Для закрепления успеха Боргвард тут же представил 2-дверный седан с аналогичными купе внешними формами. Вдобавок седан Borgward Isabella TS получил форсированный до 75 л.с. двигатель. Ну, а для привлечения семейных автолюбителей в продажу поступил универсал Borgward Isabella Kombi, причем необычный — с двумя боковыми и одной задней дверью.

Поняв, что находится на верном пути, Карл Боргвард приступил к расширению модельного ряда путем выпуска улучшенных версий Изабеллы. Вскоре популярность этой модели возросла настолько, что на какое-то время фирма Borgward вырвалась на второе место по объемам производства в Германии, уступив только народной марке Volkswagen. В 1955 году все заводы Borgward и Hansa-Lloyd изготовили 98 тыс. машин, на 34 тыс. автомобилей больше, нежели Mercedes-Benz.

Начало конца

Borgward Isabella TS Sedan
2-дверный 5-местный седан Borgward Isabella

Заметные успехи позволили Боргварду решиться на реорганизацию производства и внедрение технических новинок в последующих моделях компании, однако к концу 1950-х стало понятно, что денег на переоснащение заводов не хватит. Тут следует отметить, что Боргвард был отличным инженером и крайне посредственным экономистом. Иначе говоря, на всякие исследования и эксперименты, порой безуспешные, он тратил слишком много денег.

В 1959 году убытки компании достигли угрожающей цифры в 632 млн марок. Вскоре Боргвард обратился за помощью к правительству города Бремена с просьбой выделить ему кредит, но получил решительный отказ. Дело в том, что Карл Фридрих Вильгельм Боргвард был явным сторонником партии ХДС и в Бременском сенате, состоящем в большинстве своем из социал-демократов, признанием не пользовался. Кроме того, под давлением крупных немецких монополий (прежде всего Мерседес-Бенц и БМВ), немецкие коммерческие банки в выдаче заемных средств также отказали.

Carl Borgward
Карл Боргвард и мемориальная доска в г. Бремен

Дальнейшие события развивались молниеносно. Уже 13 февраля 1961 года фирму Borgward объявили неплатежеспособной, а самого основателя отстранили от управления компанией. Тогда же назначили временного управляющего. Им по «странному» стечению обстоятельств стал Йоханнес Земмлер — председатель наблюдательного совета компании БМВ! Властью, ему данной, он остановил производство автомобилей, а все имущество Borgward тут же выставил на продажу. Всего за полгода от некогда преуспевающего предприятия не осталось и следа. Ошеломленный столь стремительным уничтожением собственной компании, в июле 1963 года Карл Боргвард слег от инфаркта и вскоре скончался. Спустя сто лет в Бремене появилась мемориальная доска, посвященная Карлу Боргварду — мечтателю и инженеру, посмевшему встать на пути у крупного капитала.