Bizzarrini Manta 1968 года: у истоков клиновидного дизайна
28 сентября 2022К началу 1960-х в Италии функционировало более двух десятков фирм, занимающихся проектированием и мелкосерийным производством автомобилей. Среди них были прославленные имена — это Alfa Romeo, Abarth, Lancia, De Tomaso и т.д. Однако существовали еще с десяток компаний поменьше, практически неизвестных широкому обывателю. Взять хотя бы фирму Bizzarrini, которая в 1968 году создала уникальный спорткар в клиновидном дизайне — Bizzarrini Manta.
Автомобили Bizzarrini
Будущий основатель Bizzarrini Spa — Джотто Биззарини, начал свою трудовую карьеру в 1954 году, как инженер и по совместительству водитель испытатель в фирме Alfa Romeo. Накопив богатый опыт, спустя три года он перешел на работу в Феррари. Там участвовал в создании Ferrari 250, Ferrari 250 Testa Rossa, а вершиной его творчества стала легендарная Ferrari 250 GTO. Вскоре, сложный характер и условия труда, заставили Биззарини покинуть Феррари и основать собственную фирму — Societa Autostar (с 1966 года Bizzarrini SpA).
Специалисты Societa Autostar оказывали различные инжиниринговые услуги, в частности они разработали 12-цилиндровый двигатель для Lamborghini 350 GT. Этот мотор уникален тем, что пройдя череду модернизаций выпускается до сих пор! Кроме того совместно с фирмой Iso Autoveicoli, инженеры Autostar построили заднеприводное купе класса GT — Iso Rivolta IR 300. Стайлинг этого автомобиля выполнил малоизвестный на тот момент дизайнер из Bertone — Джорджетто Джуджаро, а за механику отвечал сам Джотто Биззарини.
Автомобиль был построен на основе американских компонентов — в частности использовались малоблочный V8 Chevrolet 327 мощностью 300 л.с. и 4-ступенчатая механических коробках передач Borg-Warner. Кузов и ходовая часть были оригинальными — подвески всех колес независимые, тормоза дисковые. Rivolta собиралась вручную и отличалась очень высоким качеством сборки и роскошным оформлением интерьера.
В 1963 году Биззарини приступил к проектированию гран-турера Iso Grifo с новым кузовом и форсированным до 350 л.с. двигателем. Однако к тому времени отношения между руководителем Iso — Ренцо Риволтой и Джотто Биззарини сильно испортились. В результате разделив интеллектуальную собственность, компании прекратили сотрудничество.
На основе наработок по Iso Grifo, в 1965 году Биззарини построил собственную машину — Bizzarrini 5300 GT Strada. К дизайну он привлек давнего знакомца — Джорджетто Джуджаро, а исходную конструкцию Grifo оставил практически неизменной. Чего не скажешь об облегченном кузове, созданному с нуля, в основе которого находился пространственный каркас с алюминиевыми кузовными панелями. Автомобиль вышел невероятно изящным, по техническим и эстетическим свойствам не уступающий тогдашним Lamborghini и Ferrari.
Bizzarrini P538
Джотто Биззарини всей душой любил автомобильные гонки и с давних времен мечтал утереть нос Энцо Феррари. В 1965 году он вознамерился построить ультимативный спорткар, способный на равных бороться с именитыми конкурентами в гонках 24 Ле-Ман. В конце 1965 года, всего через полгода после начала работ, был построен первый прототип — Bizzarrini P538. В отличие от предшественников, автомобиль получил среднемоторную компоновку с продольно расположенным двигателем и приводом на заднюю ось.
В качестве силового агрегата использовался американский двигатель Chevrolet 327 объемом 5,4 л и 5-ступенчатая механическая коробка передач ZF. Четыре карбюратора Weber 45 обеспечили максимальную мощность мотора в 355 л.с. Все это смотрелось весьма многообещающее учитывая, что P538 получил открытый стеклопластиковый кузов на трубчатом каркасе. Шасси также отличалось весьма прогрессивной конструкцией: спереди и сзади находились независимые подвески на двойных поперечных рычагах и винтовых пружинах. Тормоза всех колес были дисковые, рулевое управление реечное. Bizzarrini P538 обладал высоким весовым совершенством — его масса не превышала 950 кг. Как следствие от 0-100 км/ч автомобиль разгонялся всего за 5,2 секунды, а его максимальная скорость достигала 280 км/ч. По тем временам это был самый настоящий гиперкар!
На P538 Биззарини сделал огромную ставку. В эту машину он вложил последние деньги уповая на победу в престижных гонках Ле-Ман. К сожалению этим надеждам оправдаться не удалось. На первом же старте произошел технический сход после поломки системы охлаждения. Команда начала готовится к следующему сезону, однако в 1967 году регламент соревнований изменили — запретив к участию автомобили с мотором объемом более 5 литров. Фактически это стало концом фирмы Биззарини, так как денег на постройку новой машины уже не было.
Bizzarrini Manta
Тем временем Джорджетто Джуджаро решил покинуть Bertone и основать собственное дело. В 1968 году в итальянском Турине он зарегистрировал фирму ItalDesign. На вершине автомобильной моды тогда находились такие патриархи дизайна как Pininfarina, Ghia и Bertone. Поэтому Джуджаро требовалась громкая премьера, способная затмить именитых конкурентов. Дело было за малым, найти высококлассную платформу и создать на ее основе гоночный автомобиль.
О проблемах своего друга Джуджаро знал, потому предложил построить на основе шасси Bizzarrini P538 новую машину и представить ее на предстоящей автовыставке в Милане. В случае если автомобиль удастся продать, прибыль разделить пополам. На этом и порешили.
В рекордно короткие сроки, всего за 40 дней, Джорджетто Джуджаро построил новый автомобиль в уникальном клиновидном дизайне — Bizzarrini Manta. Уникальный — это не просто фигура речи. Именно тогда, в 1968 году, произошел очередной перелом в автомобильном дизайне. На смену классическим округлым формам, пришел новый стиль со сплошными плоскими гранями и острыми углами.
Manta получила однообъемный(!) двухдверный кузов с пониженным силуэтом и огромным ветровым стеклом. Отсутствие мотора спереди позволило радикально заострить переднюю часть автомобиля, придав ей форму близкую к плоскому клину. Наклон лобового стекла достигал 15°, что несколько затрудняло обзор. Для решения этой проблемы на переднем фасаде Джуджаро прорезал три горизонтальные щели — амбразуры. Футуристичный образ довершали полуприкрытые фары, «жабры» на капоте и хромированные накладки на порогах.
Необычным образом была выполнена компоновка салона. Bizzarrini Manta была трехместной, причем все сиденья располагались в один ряд с водительским по центру. Контрольные приборы раскинулись по обе стороны от рулевой колонки, а переключатели и рычаг управления коробки передач находились справа на полу. Насколько это было удобно с точки зрения эргономики вопрос спорный, но выглядело эффектно. В целом каких-то особых изысков салон Bizzarrini Manta не предусматривал. На что мог рассчитывать водитель, так это на спортивные кожаные кресла и переднюю панель отделанную мягкой замшей.
Триумф ItalDesign, конец Bizzarrini
Дебют Bizzarrini Manta состоявшийся на Туринском автосалоне 1968 года вышел ошеломляющим. Автомобиль мгновенно получил признание публики и вывел молодую фирму ItalDesign в стан дизайнерских-ателье первого эшелона. На компанию Джуджаро посыпались заказы, а Manta отправилась в турне по различным мировым автосалонам. Где вскоре ее выкупил один из коллекционеров.
Между тем Bizzarrini Manta это не первый автомобиль с клиновидным дизайном, за месяц до ее премьеры, Нуччо Бертоне представил Alfa Romeo Carabo, а годом ранее на свет появился Lamborghini Marzal. Но это неважно, важно то, что эти автомобили открыли новую прекрасную эпоху автомобильного дизайна.
Что же касается фирмы Bizzarrini, то к сожалению ей не удалось преодолеть последствия кризиса, даже несмотря на успешную продажу эксклюзивного концепт-кара. В 1969 году Джотто Биззарини закрыл свою компанию.
Технические характеристики Bizzarrini Manta
Тип кузова | купе |
---|---|
Годы выпуска | 1968 |
Тип двигателя | бензиновый, V8 |
Объем двигателя, см3 | 5359 |
Наименование двигателя (мощность л.с.) | Chevrolet 327 (355) |
Привод | задний |
Колесная база, мм | 2500 |
Длина, мм | 4130 |
Ширина, мм | 1855 |
Высота, мм | 1055 |
Снаряженная масса, кг | 1050 |