Bizzarrini Manta 1968 года: у истоков клиновидного дизайна

Bizzarrini Manta 1968 года: у истоков клиновидного дизайна

28 сентября 2022 0 Автор autohs.ru

К началу 1960-х в Италии функционировало более двух десятков фирм, занимающихся проектированием и мелкосерийным производством автомобилей. Среди них были прославленные имена — это Alfa Romeo, Abarth, Lancia, De Tomaso и т.д. Однако существовали еще с десяток компаний поменьше, практически неизвестных широкому обывателю. Взять хотя бы фирму Bizzarrini, которая в 1968 году создала уникальный спорткар в клиновидном дизайне — Bizzarrini Manta.

Автомобили Bizzarrini

Джотто Биззарини
Джотто Биззарини

Будущий основатель Bizzarrini Spa — Джотто Биззарини, начал свою трудовую карьеру в 1954 году, как инженер и по совместительству водитель испытатель в фирме Alfa Romeo. Накопив богатый опыт, спустя три года он перешел на работу в Феррари. Там участвовал в создании Ferrari 250, Ferrari 250 Testa Rossa, а вершиной его творчества стала легендарная Ferrari 250 GTO. Вскоре, сложный характер и условия труда, заставили Биззарини покинуть Феррари и основать собственную фирму — Societa Autostar (с 1966 года Bizzarrini SpA).

Специалисты Societa Autostar оказывали различные инжиниринговые услуги, в частности они разработали 12-цилиндровый двигатель для Lamborghini 350 GT. Этот мотор уникален тем, что пройдя череду модернизаций выпускается до сих пор! Кроме того совместно с фирмой Iso Autoveicoli, инженеры Autostar построили заднеприводное купе класса GT — Iso Rivolta IR 300. Стайлинг этого автомобиля выполнил малоизвестный на тот момент дизайнер из Bertone — Джорджетто Джуджаро, а за механику отвечал сам Джотто Биззарини.

Iso Rivolta IR 300
Iso Rivolta IR 300

Автомобиль был построен на основе американских компонентов — в частности использовались малоблочный V8 Chevrolet 327 мощностью 300 л.с. и 4-ступенчатая механических коробках передач Borg-Warner. Кузов и ходовая часть были оригинальными — подвески всех колес независимые, тормоза дисковые. Rivolta собиралась вручную и отличалась очень высоким качеством сборки и роскошным оформлением интерьера.

В 1963 году Биззарини приступил к проектированию гран-турера Iso Grifo с новым кузовом и форсированным до 350 л.с. двигателем. Однако к тому времени отношения между руководителем Iso — Ренцо Риволтой и Джотто Биззарини сильно испортились. В результате разделив интеллектуальную собственность, компании прекратили сотрудничество.

Bizzarrini 5300 GT Strada
Bizzarrini 5300 GT Strada

На основе наработок по Iso Grifo, в 1965 году Биззарини построил собственную машину — Bizzarrini 5300 GT Strada. К дизайну он привлек давнего знакомца — Джорджетто Джуджаро, а исходную конструкцию Grifo оставил практически неизменной. Чего не скажешь об облегченном кузове, созданному с нуля, в основе которого находился пространственный каркас с алюминиевыми кузовными панелями. Автомобиль вышел невероятно изящным, по техническим и эстетическим свойствам не уступающий тогдашним Lamborghini и Ferrari.

Bizzarrini P538

Bizzarrini P538
Bizzarrini P538

Джотто Биззарини всей душой любил автомобильные гонки и с давних времен мечтал утереть нос Энцо Феррари. В 1965 году он вознамерился построить ультимативный спорткар, способный на равных бороться с именитыми конкурентами в гонках 24 Ле-Ман. В конце 1965 года, всего через полгода после начала работ, был построен первый прототип — Bizzarrini P538. В отличие от предшественников, автомобиль получил среднемоторную компоновку с продольно расположенным двигателем и приводом на заднюю ось.

В качестве силового агрегата использовался американский двигатель Chevrolet 327 объемом 5,4 л и 5-ступенчатая механическая коробка передач ZF. Четыре карбюратора Weber 45 обеспечили максимальную мощность мотора в 355 л.с. Все это смотрелось весьма многообещающее учитывая, что P538 получил открытый стеклопластиковый кузов на трубчатом каркасе. Шасси также отличалось весьма прогрессивной конструкцией: спереди и сзади находились независимые подвески на двойных поперечных рычагах и винтовых пружинах. Тормоза всех колес были дисковые, рулевое управление реечное. Bizzarrini P538 обладал высоким весовым совершенством — его масса не превышала 950 кг. Как следствие от 0-100 км/ч автомобиль разгонялся всего за 5,2 секунды, а его максимальная скорость достигала 280 км/ч. По тем временам это был самый настоящий гиперкар!

Биззарини P538
Подкапотное пространство P538. Обратите внимание на вынесенные из колес тормозные механизмы

На P538 Биззарини сделал огромную ставку. В эту машину он вложил последние деньги уповая на победу в престижных гонках Ле-Ман. К сожалению этим надеждам оправдаться не удалось. На первом же старте произошел технический сход после поломки системы охлаждения. Команда начала готовится к следующему сезону, однако в 1967 году регламент соревнований изменили — запретив к участию автомобили с мотором объемом более 5 литров. Фактически это стало концом фирмы Биззарини, так как денег на постройку новой машины уже не было.

Bizzarrini Manta

Bizzarrini Manta Эскиз
Таким Джорджетто Джуджаро представлял свой будущий шедевр. Ранний эскиз Bizzarrini Manta

Тем временем Джорджетто Джуджаро решил покинуть Bertone и основать собственное дело. В 1968 году в итальянском Турине он зарегистрировал фирму ItalDesign. На вершине автомобильной моды тогда находились такие патриархи дизайна как Pininfarina, Ghia и Bertone. Поэтому Джуджаро требовалась громкая премьера, способная затмить именитых конкурентов. Дело было за малым, найти высококлассную платформу и создать на ее основе гоночный автомобиль.

Bizzarrini Manta Джорджетто Джуджаро

О проблемах своего друга Джуджаро знал, потому предложил построить на основе шасси Bizzarrini P538 новую машину и представить ее на предстоящей автовыставке в Милане. В случае если автомобиль удастся продать, прибыль разделить пополам. На этом и порешили.

В рекордно короткие сроки, всего за 40 дней, Джорджетто Джуджаро построил новый автомобиль в уникальном клиновидном дизайне — Bizzarrini Manta. Уникальный — это не просто фигура речи. Именно тогда, в 1968 году, произошел очередной перелом в автомобильном дизайне. На смену классическим округлым формам, пришел новый стиль со сплошными плоскими гранями и острыми углами.

Кузов Биззарини Манта
Кузов Manta был выполнен из алюминия

Manta получила однообъемный(!) двухдверный кузов с пониженным силуэтом и огромным ветровым стеклом. Отсутствие мотора спереди позволило радикально заострить переднюю часть автомобиля, придав ей форму близкую к плоскому клину. Наклон лобового стекла достигал 15°, что несколько затрудняло обзор. Для решения этой проблемы на переднем фасаде Джуджаро прорезал три горизонтальные щели — амбразуры. Футуристичный образ довершали полуприкрытые фары, «жабры» на капоте и хромированные накладки на порогах.

Bizzarrini Manta
Автомобиль был выпущен в единственном экземпляре и первоначально имел бирюзовую окраску

Необычным образом была выполнена компоновка салона. Bizzarrini Manta была трехместной, причем все сиденья располагались в один ряд с водительским по центру. Контрольные приборы раскинулись по обе стороны от рулевой колонки, а переключатели и рычаг управления коробки передач находились справа на полу. Насколько это было удобно с точки зрения эргономики вопрос спорный, но выглядело эффектно. В целом каких-то особых изысков салон Bizzarrini Manta не предусматривал. На что мог рассчитывать водитель, так это на спортивные кожаные кресла и переднюю панель отделанную мягкой замшей.

Триумф ItalDesign, конец Bizzarrini

Bizzarrini Manta Giorgetto Giugiaro
В руках частных коллекционеров Manta неоднократно перекрашивалась. В 1988 году ее покрасили в серебристый цвет, а в 2005 году вернули оригинальный — бирюзовый

Дебют Bizzarrini Manta состоявшийся на Туринском автосалоне 1968 года вышел ошеломляющим. Автомобиль мгновенно получил признание публики и вывел молодую фирму ItalDesign в стан дизайнерских-ателье первого эшелона. На компанию Джуджаро посыпались заказы, а Manta отправилась в турне по различным мировым автосалонам. Где вскоре ее выкупил один из коллекционеров.

В салоне Bizzarrini Manta
В салоне Bizzarrini Manta

Между тем Bizzarrini Manta это не первый автомобиль с клиновидным дизайном, за месяц до ее премьеры, Нуччо Бертоне представил Alfa Romeo Carabo, а годом ранее на свет появился Lamborghini Marzal. Но это неважно, важно то, что эти автомобили открыли новую прекрасную эпоху автомобильного дизайна.

Что же касается фирмы Bizzarrini, то к сожалению ей не удалось преодолеть последствия кризиса, даже несмотря на успешную продажу эксклюзивного концепт-кара. В 1969 году Джотто Биззарини закрыл свою компанию.

Технические характеристики Bizzarrini Manta

Тип кузовакупе
Годы выпуска1968
Тип двигателябензиновый, V8
Объем двигателя, см35359
Наименование двигателя (мощность л.с.)Chevrolet 327 (355)
Приводзадний
Колесная база, мм2500
Длина, мм4130
Ширина, мм1855
Высота, мм1055
Снаряженная масса, кг1050