BMW M1: история выдающегося немецкого автомобиля
12 ноября 2022История BMW M1 неразрывно связана с именем Йохена Неерпаша директора гоночного подразделения BMW Motorsport. Именно он стал вдохновителем создания прогрессивного среднемоторного гоночного автомобиля с великолепным клиновидным дизайном. В конечном итоге проект провалился, и загубил карьеру своего покровителя… Но обо всем по порядку.
BMW M1
В БМВ Йохена Неерпаша пригласил директор по продажам и маркетингу Роберт Лутц. Он переманил его прямиком из гоночной команды Форд, которая к началу 1970-х доминировала в европейском кузовном чемпионате ETCC. Неерпаш согласился не раздумывая, и уже в 1972 году организовал полуавтономное гоночное подразделение BMW Motorsport. Уже в следующем сезоне специально подготовленный BMW 3.0 CSL (E09) стал доминирующей силой в чемпионате ETCC. Однако в 1975 году BMW E09 уже завершал свой жизненный цикл, и немцам потребовался новый гоночный флагман.
Неерпаш настоял на возвращении к концепции среднемоторного спорткара BMW Turbo созданного Полом Браком в 1972 году. Собственных ресурсов для того, чтобы создать такой автомобиль у БМВ не имелось. Как следствие проектирование шасси и будущее производство отдали на откуп Lamborghini, а разработку кузова поручили легендарному Джорджетто Джуджаро. Работы по проекту с кодовым обозначением Е26 стартовали в 1977 году. Однако уже в следующем году стало понятно, что выбор Ламборгини в качестве партера стал большой ошибкой. В то время итальянцы испытывали серьезные финансовые трудности, и находились в шаге от неминуемого банкротства. Немцам ничего не оставалось делать как расторгнуть контракт и искать нового производственного партнера.
К апрелю 1978 года на руках у специалистов БМВ находились семь опытных прототипов и готовый проект кузова от Джуджаро. В принципе на тот момент облик будущего BMW M1 уже сложился. Итальянцы успели спроектировать неплохое гоночное шасси оснащенное реечным рулевым управлением, независимыми подвесками на двойных поперечных рычагах с вентилируемыми дисковыми тормозами всех колес. Сердцем машины стал новый 6-цилиндровый рядного типа двигатель BMW М88. Он имел двухвальную алюминиевую 24-клапанную ГБЦ, чугунный блок цилиндров и механическую систему впрыска Kugelfischer с индивидуальной для каждого цилиндра дроссельной заслонкой. При рабочем объеме в 3,5 л в гоночной спецификации мотор выдавал внушительные 470 л.с., для гражданского использования предусматривалась более умеренная форсировка в 277 сил.
Кузов представлял собой трубчатый каркас с навешанными на него стеклопластиковыми панелями. Внешний вид машины был выполнен в духе концепта BMW Turbo. Автомобиль имел клиновидный приземистый силуэт с заостренной передней частью, скрытие фары и рубленую корму с открывающейся вверх крышкой капота, на которой находилось целых две эмблемы BMW.
Проблемы производства
Тем временем сроки начала производства постоянно сдвигались. В 1978 году БМВ удалось заключить контрактное соглашение по сборке BMW M1 с кузовостроительной фирмой Baur из Штутгарта. В итоге производственная цепочка «единички» выглядела следующим образом: детали кузова изготавливались фирмой Italina Resina, за шасси и раму отвечала компания Marchesi, сборку кузова, установку остекления, электроники и салона осуществляло ателье ItalDesign; полуготовый кузов из Италии прибывал в ФРГ, где на мощностях Baur происходила установка двигателя и окончательная досборка автомобиля. Нетрудно догадаться, что такой логистический маневр серьезно увеличивал стоимость производства. Однако в БМВ готовы были платить, ведь на кону стояла репутация фирмы.
Все производственные проблемы утрясли в конце 1978 года, а первые товарные образцы появились в продаже только в феврале 1979-го. К тому времени в регламенте европейского гоночного чемпионата произошли серьезные изменения, теперь для того, чтобы участвовать в соревнованиях нужно было выпустить не менее 400 омологационных экземпляров.
Гоночная серия Procar
На постройку такого количества машин, требовалось время. Как следствие Йохен Неерпаш решил организовать собственную гоночную серию Procar. Суть ее заключалась в том, что профессиональные гонщики Формулы-1 и других известных чемпионатов, должны соревноваться между собой на одинаково подготовленных BMW M1 E26. Идея объединить гонщиков из различных дисциплин выглядела довольно интересной, и BMW Motorsport удалось привлечь множество участников среди которых были такие звезды как Ники Лауда, Джеймс Хант, Марио Андретти и др. Моносерия Procar успешно стартовала в 1979 году и наделал много шума среди любителей автогонок. Маркетинговый успех случился невероятный, о немецкой фирме заговорили, а BMW M1 вмиг приобрел статус культового автомобиля.
Безусловно все эта деятельность требовала больших финансовых затрат. На поддержание деятельности компания BMW Motorsport ежегодно тратила по 2,5 млн долларов, по тем временам очень серьезная сумма. Руководители головной компании возмутились и обвинили Йохена Неерпаша в нецелевом расходовании средств. В общем-то они были правы, проект BMW M1 с самого начала вышел убыточным, а регулярный чемпионат Procar так и вовсе грозил затянуть немцев в серьезную финансовую яму.
В итоге в 1981 году производство BMW M1 свернули, финансирование BMW Motorsport урезали на 75%, а Йохена Неерпаша вежливо попросили на выход. К том времени успели выпустить 435 автомобилей серии М1.
Это невероятный автомобиль. Дизайн, характеристики, все в нем просто идеально. Моя любимая машина!