Semex-Tatra 36-270L: малоизвестный трубовоз для СССР
16 ноября 2022Продукция чехословацких автостроителей была хорошо известна в СССР. В середине 1970-х только в нашу страну ЧССР экспортировала порядка 3 тысяч автомобилей, львиную долю из которых составляли грузовики Tatra. В основном это были трехосные самосвалы Tatra 148 грузоподъемностью 15 т. В меньших количествах поставлялись тяжелые грузовики 813-й серии с колесной формулой 6х6 или 8х8. Чаще всего они оборудовались стандартной бортовой платформой и применялись как тягачи тяжелых прицепов. Однако существовали и весьма экзотические модификации, к примеру как этот четырехосный трубовоз Tatra 36-270L, подготовленный немецкой фирмой Semex Nutzfahrzeuge GmbH.
Tatra 813 8х8
К производству нового семейства унифицированных шасси серии Т813 завод Tatra приступил в 1967 году. Эта была первая попытка выпустить стандартизированную базовую модель в 2-, 3- и 4-осных вариантах грузоподъемностью от 5 до 18 тонн. Грузовик проектировался для вооруженных сил стран Варшавского договора, поэтому имел в своем активе прочную хребтовую раму и полноприводную трансмиссию с блокируемыми дифференциалами. На вершине линейки находился 4-осный тягач Колосс (Kolos) оснащенный 12-цилиндровым дизелем воздушного охлаждения мощностью 270 л.с. Двигателю ассистировала 20-ступенчатая механическая КП и 2-ступенчатая «раздатка» с планетарным редуктором. Кроме того T813 8×8 оборудовался узлом отбора мощности служивший для привода различных вспомогательных агрегатов.
Semex-Tatra 36-270L
В середине 1960-х в СССР началось активное освоение нефтяных и газовых месторождений Западной Сибири. Для строительства трубопроводов и добывающих станций требовался специализированный транспорт, способных работать в неблагоприятных условиях Крайнего Севера.
В номенклатуре завода Татра такие машины присутствовали. Еще в 1976 году совместно с немецкой компанией Semex, чехословаки построили специализированный транспортер Semex-Tatra 36-270L предназначенный для доставки труб на строительство магистральных газо- и нефтепроводов. Автомобиль был построен на основе 4-осного шасси Tatra 813. Взамен стандартной двухрядной кабины специалисты установили однорядную двухдверную кабину с пониженной высотой и большой площадью остекления. Поверх кабины монтировалась стальная платформа на которую могли укладываться трубы диаметром 1,4 м длиной 36 м. В зависимости от пожелания заказчика автомобиль мог оборудоваться краном-манипулятором Hiab грузоподъемностью 4-8 т. Общая грузоподъемность машины составляла 44 т.
Какое количество чехословацких автотрубовозов закупил СССР достоверно не известно. В ФРГ Semex-Tatra 36-270L выпускался до конца 1980-х. Кроме того на базе Т813 строили различные многоосные крановые установки, причем помимо родного мотора, автомобиль могли оснастить двигателями MAN, Mercedes или Deutz.