Tatra 813 «Колосс»: полноприводный грузовик из Чехословакии

Tatra 813 «Колосс»: полноприводный грузовик из Чехословакии

09 марта 2022 0 Автор autohs.ru

В нашей стране грузовики Татра хорошо известны. Tatra 111, 138 и 815 немало послужили на благо СССР, и запомнились советским водителям как очень надежные и комфортабельные машины. Между тем в Чехословакии выпускалась еще одна интересная модель, о которой у нас практически ничего неизвестно. Имя ей — Tatra 813 «Колосс».

Колосс

Прототип Татра
Прототип Татра 813 1961 года

Разработка Tatra 813 стартовала в 1959 году по инициативе Министерства народной обороны Чехословакии. Военным потребовался тяжелый артиллерийский тягач, способный работать в самых сложных дорожных условиях. Конструктивная схема определилась довольно быстро, и уже в 1961 году татровцы построили первый опытный прототип. Он представлял собой четырехосный полноприводный грузовик (8×8) с традиционной для фирмы хребтовой рамой и 12-цилиндровым дизельным двигателем воздушного охлаждения. Последний получили путем присовокупления к штатному V8 от Tatra 138, четырех дополнительных цилиндров. Кроме того по требованию основного заказчика, мотор адаптировали под работу на различных видах топлива — керосине, бензине и солярке. В итоговой конфигурации при объеме в 18 л двигатель выдавал 270 л.с. и 990 Нм крутящего момента. Работал он в паре с новой 20-ступенчатой МКПП, специально разработанной для Т813. Высокие внедорожные качества грузовика обеспечивали независимые подвески всех колес, блокируемые дифференциалы и широкопрофильные шины.

Прототип Tatra 813
Еще один прототип Т813 с раздельной кабиной. Прорабатывался как носитель тактических ракетных комплексов. В серийное производство не пошел

Проведенные в 1962-1963 годах испытания выявили великолепную проходимость Колосса. Он без каких либо проблем передвигался по заболоченной местности, штурмовал подъемы крутизной до 30°, перемахивал через траншеи шириной в 1,4 м и валил деревья диаметром до 200 мм. Армейцы были в восторге, однако стоимость машины выходила заоблачной. Как следствие было принято решение на базе четырехосного грузовика, дополнительно разработать двухосную и трехосные модели. Причем не только для армии, но и для нужд народного хозяйства, благо модульная (хребтовая) конструкция это позволяла.

Tatra 813

Tatra 813
Tatra 813 буксирует прицеп с танком Т-34-85

Весной 1967 года Tatra 813 TP (8×8) поступил на производство. В серийном исполнении автомобиль обзавелся просторной, четырех или двухдверной цельнометаллической кабиной, централизованной системой подкачки шин (впервые на Татрах) и дифференциалами с электромагнитной блокировкой.

Как и полагалось армейской технике, Т813 был универсален и мог оборудоваться различными надстройками — пожарной автоцистерной, крановой установкой, самосвальным кузовом, системой РСЗО и т.д. Кроме того конструкторы предусмотрели возможность смонтировать на машину гидравлический отвал. При этом грузовик мог буксировать прицепы весом до 100 тонн, и в армии зачастую использовался как танковоз.

Для народного хозяйства завод в Копрживнице выпускал T813 в четырех, трех и двухосных модификациях. Все они имели несколько упрощенное исполнение. Они не оборудовались централизованной системой подкачки шин, а на некоторых машинах вместо 20-ступенчатой, устанавливалась 10-ступенчатая МКПП.

Трехосная Tatra 813
Трехосная Tatra 813 TP 6×6

Наиболее распространенной в гражданском секторе была трехосная модель Tatra 813 TP (6×6). Грузовик выделялся нестандартным расположением осей. Первая и вторая оси были управляемыми и располагались в передней части машины. Такая конструктивная особенность была вызвана вопросами унификации и общего баланса автомобиля, все-таки на «передке» у Татры находился довольно тяжелый мотор. Трехосные Татры в основном использовались в строительной отрасли, а также в качестве эвакуационных тягачей в различных автохозяйствах. Самые немногочисленные в семействе — двухосные седельные грузовики Tatra T813 NTH имели однорядную двухдверную кабину и торсионную подвеску всех колес.

Tatra T813 NTH
Седельный тягач Tatra T813 NTH

Tatra 813 производилась серийно с 1967 по 1982 год. В отличие от очень популярных Tatra 148 выпустили их совсем немного — 11751 единиц. Впрочем, учитывая специфику автомобиля это не удивительно. Поставлялись Т813 и в СССР в основном это были трехосные машины, реже четырехосные. Работали Колоссы в различных регионах нашей страны, в основном как балластные тягачи в связке с 63-тонными прицепами ТРА-П80.