Panoz Roadster: история малоизвестного американского спорткара

Panoz Roadster: история малоизвестного американского спорткара

08 марта 2022 0 Автор autohs.ru

Малоизвестная в нашей стране компания Panoz (Пэноц) была основана в 1989 году сыном крупного американского предпринимателя Дона Пэноца — Дэном. Пэноц младший страстно увлекался автогонками и давно мечтал строить собственные гоночные автомобили. Отец к планам отпрыска поначалу отнесся скептически, однако увидев с каким энтузиазмом тот подошел к делу, необходимую сумму выделил. Вскоре родился первый спорткар молодой фирмы — Panoz Roadster, который произвел сильное впечатление на всех любителей быстрых автомобилей.

Panoz Roadster

Panoz Roadster
Panoz Roadster

Дабы не тратить время на проектирование машины с нуля, Дэн Пэноц решил поискать подходящее шасси за океаном, то есть в Европе. Довольно быстро ему подвернулся подходящий вариант в Ирландии. Там небольшая фирма Thomson Motor Company (TMC), конструктором в которой трудился всемирно признанный специалист Френк Костин, разработала компактный родстер TMC Costin, с великолепной управляемостью и отличным балансом характеристик. Выкупив права, необходимую документацию и прихватив двух инженеров TMC, Дэн Пэноц отправился в США, где принялся с энтузиазмом строить свою машину.

Конструкция TMC Costin пришлось должным образом переработать под американскую компонентную базу. Причем руководитель Panoz отдал указание не «понадергать» детали от подходящих американских автомобилей, а собрать надежную, удобную в обслуживании, и сбалансированную по основным узлам и агрегатам машину. В результате выбор пал на стандартные компоненты Форд.

Двигатель Пэноц Родстер
Подкапотное пространство Пэноц

Двигатель позаимствовали у Ford Mustang третьего поколения. Современный 5-литровый V8 оснащался инжекторной системой питания и выдавал 225 л.с. Работал он в паре с очень надежной 5-ступенчатой МКПП Borg-Warner. Автоматическая КПП не предлагалась в принципе, хотя у исходного Мустанга такие вариации имелись. Рулевая рейка, элементы подвески, тормозная система и электрика с небольшими доработками, также производства Форд. Фактически из оригинальных деталей у Panoz Roadster значились лишь топливный бак и укороченный карданный вал.

Panoz Roadster

Силовой каркас кузова сконструировали с учетом наработок по исходному TMC Costin. В основе машины лежала пространственная рама из нержавеющей стали усиленная штампованными элементами. Дабы уместить огромный мотор и коробку, ее значительно увеличили в размерах. В целом Panoz Roadster получился низким (высота 1300 мм) и очень широким (1950 мм). Снаружи кузов накрыли округлыми алюминиевыми панелями, носовую часть значительно заострили, а передние колеса вынесли за пределы кузова. Крыша не предусматривалась вовсе, защитой от непогоды служило только высокое лобовое стекло. В целом Пэноц выглядел как классический европейский родстер, разве что довольно большой.

Panoz Roadster

Салон Panoz Roadster был выполнен нарочито простым и практичным. Передняя панель и сиденья с глубоким профилем имели кожаную отделку, а приборная панель располагалась по центру. Из комфортных опций владельца автомобиля могла порадовать лишь 4-режимная вентиляционная установка. Аудиосистема, кондиционер и отопитель напрочь отсутствовали. Однако водителю они были и не нужны, ведь Panoz Roadster — это прежде всего про эмоции, а не комфорт. От 0 до 60 миль Родстер разгонялся всего за 5,1 сек., а его максимальная скорость достигала 205 км/ч. Четверть мили автомобиль проходил за 13,7 секунды. При этом за счет отлично настроенного шасси и идеальной развесовки (50:50) — отлично управлялся.

Родстеры строились по индивидуальному заказу, всего с 1992 по 1995 год было реализовано 44 машины.

Panoz Roadster AIV

Пэноц Родстер AIV
Panoz Roadster AIV

В 1996 году Panoz Roadster серьезным образом модернизировали. На сей раз в основу машины положили новое более прочное и при этом легкое алюминиево шасси. Кроме того конструкторы Panoz установили легкий, полностью алюминиевый двигатель (блок + ГБЦ). Агрегат объемом 4,6 л и мощностью 305 л.с. позаимствовали у Ford Mustang Cobra SVT.

Таким образом если считать с внешними кузовными панелями новый Panoz Roadster состоял примерно на 70% из алюминия, отчего в его названии затесалась приставка AIV (Aluminum Intensive Vehicle). Незначительно улучшили общий комфорт. К радости потребителей появились: кондиционер, аудиосистема и отопитель. Внешне автомобиль практически никак не изменился, появился лишь функциональный воздухозаборник на капоте. А вот динамические данные улучшились. В разгоне до 60 миль/час автомобиль сбросил 0,6 секунды (4,5 сек), «максималка» увеличилась до 210 км/ч.

В целом новый алюминиевый Родстер продавался заметно активнее предшественника. Всего с 1996 по 1999 год было продано 176 автомобилей. Конечно такие показатели не назвать выдающими, все-таки автомобили марки Panoz продукт нишевый и дорогой. Однако фирма остается на плаву и по сей день, а значит делает все правильно.