ВАЗ-2116: история проекта Lada C

ВАЗ-2116: история проекта Lada C

12 марта 2022 0 Автор autohs.ru

Наверняка многие слышали, что в середине 2000-х АвтоВАЗ предпринял попытку создания принципиально новой модели класса С+. Автомобиль получивший обозначение ВАЗ-2116 Силуэт должен был вобрать в себя все самые передовые разработки, которые только способны выдать вазовские инженеры. А могли они не так уж и мало! На Lada C предполагалось внедрить современный кузов повышенной безопасности, мощный мотор объемом 1,8 л, современные независимые подвески, а в перспективе и полноприводную трансмиссию. В общем планы были грандиозные, но к сожалению автомобиль так и не получил серийного воплощения. О том почему это произошло, и кто в этом виноват мы расскажем в этой статье.

Lada C

Lada C
Один из ранних эскизов Lada C

Еще во время активной подготовки Калины к производству, вазовцы хорошо понимали, что несмотря на многие новшества, конструктивно это все еще автомобиль из начала 80-х. В начале 2000-х на заводе стартовал проект по созданию новой модели класса D. Однако он довольно быстро «усох» до традиционного для завода сегмента B/C, и в 2004 году тольяттинцы представили первый полноразмерный макет седана ВАЗ-2116 Силуэт.

В 2005 году после того как АвтоВАЗ был фактически национализирован (предприятие приобрел государственный концерн Рособоронэкспорт) работы по проекту С резко активизировались. Новый менеджмент был заинтересован в скорейшем выпуске машины, и выделил необходимые ресурсы. Был разработан поэтапный план, по которому всего за 28 месяцев базовый седан ВАЗ-2116 должен был встать на конвейер. Ведущим конструктором назначили Евгения Шмелева.

ВАЗ-2116
Прототип 2004 года

Конструктивная схема автомобиля выглядела следующим образом. В основе находился новый несущий кузов специально сконструированный для соответствия 4-звездному рейтингу EuroNcap. Подвески выбрали независимые: спереди МакФерсон с L-образными рычагами, сзади двухрычажную на подрамнике адаптированную для установки системы полного привода. Линейку силовых агрегатов включали два двигателя: 1,6 л на 102 л.с. и 1,8 л мощностью 128 л.с. Вскоре гамму должны были дополнить моторы объемом 2 и 2,3 л. В пару к двигателям готовились перспективные 5 и 6-ступенчатые МКПП с тросовым механизмом включения. В отдаленной перспективе не исключалось появление АКПП. Рулевой механизм реализовали с гидравлическим усилителем, тормоза всех колес дисковые, конечно же с АБС. В общем на бумаге у вазовцев получался весьма сбалансированный автомобиль С класса, не уступающий импортным аналогам.

Лада прототип ВАЗ-2116
Макет интерьера прототипа первой генерации

С внешним видом дело обстояло сложнее. Главный дизайнер Евгений Лобанов, подготовил несколько вариантов экстерьера автомобиля, но ни один из них не выделялся на фоне разномастных легковушек середины 00-х. Спокойные, несколько тяжеловесные формы, невыразительная оптика с явными акцентами в сторону Опель Астра и Ситроен С6. В активе разве что 16-дюймовые колеса и модная в то время высокая подоконная линия.

ВАЗ-2116 Лада С

ВАЗ-2116 2007
Машина образца 2007 года

В 2006 году собрали первый ходовой прототип, к этому времени автомобиль успел сменить облик, а команда разработчиков определилась с основными компоновочными решениями. Спустя год был представлен новый прототип с обновленным экстерьером и интерьером. На этот раз внешний вид ВАЗ-2116 серьезно преобразился. Автомобиль приобрел более солидные формы, оригинальное «лицо» с треугольными приборами головного света и пышную корму с обратным изгибом задней стойки.

ВАЗ-2116

Тем временем на заводе назревали большие перемены. В 2008 году блокирующий пакет АвтоВАЗа приобрела фирма Рено, и тут у Лада С начались серьезные проблемы. На первых порах вазовцы пытались переформатировать свой проект под комплектующие французской компании. Прежде всего адаптировать импортные бензиновые и дизельные моторы к отечественному шасси. Однако французы довольно быстро дали понять, что ВАЗ-2116 им не интересен. У Рено хватало своих моделей С-класса, и еще одна им была попросту ненужна. Кроме того прототип хоть и находился на достаточно серьезном уровне проработки, но к серийному выпуску был еще не готов. На доводку машины требовались деньги и время, при этом ее коммерческий успех был не очевиден. Как следствие в 2009 году новый собственник окончательно закрыл проект.

Тем не менее наработки по ВАЗ-2116 даром не прошли и некоторые технические решения использовались на других автомобилях ВАЗ (тросовый механизм КПП, новый 1,8-литровый мотор, модернизированное сцепление и т.д.). Кроме того в 2012 году на Волжском автозаводе началась разработка Лады Весты (ВАЗ-2180), и в ее основу легли многие элементы платформы Lada C. Таким образом ВАЗ-2116 стал важной вехой в истории ВАЗа, хотя в серию так и не пошел.