И.П. Пузырев: русский романтик автомобильного дела

И.П. Пузырев: русский романтик автомобильного дела

11 января 2024 0 Автор autohs.ru

Многие считают, что до революции российскую автомобильную промышленность представлял только Русско-Балтийский завод (РБВЗ) выпускавший всемирно известные автомобили Руссо-Балт. Однако в царской России существовало несколько автомобильных марок. Большинство из них собирали машины из импортных комплектующих, с минимальной степенью локализации, но среди всех этих автомобилестроителей был один гордый энтузиаст Иван Петрович Пузырев, вознамерившийся выпускать автомобили изготовленные «исключительно из русского материала, русскими рабочими под руководством русских инженеров».

Автомобили Пузырева

Завод И.П. Пузырева
Проходная Русского автомобильного завода И.П. Пузырева

Иван Петрович родился в 1883 году в семье генерал-майора от артиллерии Петра Ивановича Пузырева. Он получил прекрасное образование и с самой юности увлекся автомобилями. В 1907 году в Санкт-Петербурге Пузырев открыл магазин запасных частей, а два года спустя основал собственную мастерскую по ремонту автомобилей, где постепенно освоил производство некоторых деталей. Накопленный опыт и финансовые ресурсы, позволили Пузыреву осуществить давнюю мечту и открыть собственное автомобильное производство.

В 1910 году на Русском автомобильном заводе И.П. Пузырева (РАЗИПП) был собран первый ходовой прототип. Это был прочный и солидный автомобиль с рамным шасси на рессорных подвесках и 4-цилиндровым 18-сильным мотором. К последнему прилагалась весьма прогрессивная для тех лет трехвальная коробка передач с шестернями постоянного зацепления и переключением с помощью кулачковых муфт. Такая конструкция упрощала переключение передач, снижала шум и ударные нагрузки на детали коробки передач, так что в этом отношении серийные автомобили Пузырева считались прогрессивнее отечественных Руссо-Балтов и многих других зарубежных машин.

Автомобили Пузырева
Реклама склада Пузырева

Солидное состояние позволило Пузыреву на первых порах экспериментировать и делать все детали самостоятельно, однако вскоре стало понятно, что без закупки иностранных компонентов, а именно карбюраторов, свечей и магнето, все же не обойтись. Кроме того пришлось делегировать другим петербургским фирмам изготовление шин и заготовок для рам. Зато все остальные детали, в том числе кузова, производились самостоятельно. О таком не могли мечтать даже самые крупные мировые автомобильные фирмы, которые в большинстве своем собирали свои машины из комплектующих с десятка различных заводов.

Пузырев 28/35 и 28/40

Пузырев А 28 35
Пузырев А 28/35

В 1910 году на заводе Пузырева трудилось всего три человека, а в 1911-м их стало уже 80. В том же году РАЗИПП собрал первую серию из двух автомобилей Пузырев 28/35. Это был весьма крупный (колесная база 3200 мм) автомобиль с открытым 5-местным кузовом дубль-фаэтон и 4-цилиндровым двигателем с боковыми клапанами объемом 5,2 л мощностью 35 л.с. В пару к мотору определили всю ту же оригинальную и уже запатентованную 3-ступенчатую коробку передач, крутящий момент от которой через карданную (а не цепную) передачу передавался к ведущем колесам заднего моста. При этом картеры двигателя, коробки передач и дифференциала отливались из алюминия, а лонжероны рамы из никелевой стали. Но все равно автомобиль получился весьма тяжеловесным (вес вместе с кузовом 1,8 т), но при этом очень прочным и за счет высокого дорожного просвета в 320 мм, хорошо приспособленным для неважных дорог Российской империи.

В 1912 году на свет появился более солидный Пузырев 28/40 с мощным 40-сильным мотором, 4-ступенчатой коробкой передач и увеличенной до 3320 мм колесной базой. Прирост отдачи двигателя был получен путем простого увеличения рабочего объема до 6,3 л. Новой стала рама автомобиля. Она получила выгиб над задним мостом и очень мягкие и длинные полуэллиптические рессоры. На раму водрузили новый, более просторный кузов торпедо, рассчитанный уже на три ряда сидений и 8 посадочных мест.

Пузырев А 28/40
Пузырев А 28/40

Первые два собранных автомобиля модели 28/40 приобрело военное ведомство, но вот с гражданскими заказами у Пузерева были большие проблемы. Тогда в целях рекламы, Иван Петрович лично совершил большой автопробег по маршруту Санкт-Петребург-Париж и обратно, где наглядно подтвердил высокую надежность и выносливость своих автомобилей.

Трагичная судьба

Шасси автомобиля Пузырев
Шасси автомобиля Пузырева

Кроме того машины РАЗИПП регулярно участвовали в различных автомобильных выставках, а на 4-м Международном Санкт-Петребургском автосалоне в 1913 году прошла презентация нового шасси с условным названием Пузырев Спорт. Оно предназначалось для спортивно-дорожных автомобилей и получило весьма прогрессивный, и как уверялось, верхнеклапанный 4-литровый двигатель мощностью 20 л.с. Злые языки утверждали что этот мотор являлся копией двигателя марки Испано-Сюиза, однако в то время ни одного похожего по характеристикам агрегата, в каталогах этой испанской марки не значилось.

Вообще негативный «информационный фон» вокруг персоны Пузырева возникал постоянно. Одни уверяли, что автомобили РАЗИПП выпускались целиком и полностью из импортных запчастей, другие, что их качество находилось на уровне кустарной гаражной поделки. Но более всего успеху дела Ивана Петровича препятствовала неимоверно высокая цена, которая стала естественным следствием штучного производства из отечественных деталей.

Сборочный цех завода Пузырева
Сборочный цех РАЗИПП

К тому времени завод Пузырева изготовил всего 38 автомобилей, стоимость каждого из которых находилась в диапазоне от 6200 до 8000 рублей. Для сравнения престижный Руссо-Балт С24/30 стоил 6000-7800 руб., а малогабаритный Руссо-Балт К12/24 5500-6500 руб. В общем спрос на «русские автомобили Пузырева» оказался единичным и вложенные в предприятие деньги отдачи не имели. Однако Иван Петрович не унывал, и даже рассчитывал взять кредит на реконструкцию завода, пока в январе 1914 года на нем не случился пожар поглотивший большую часть оборудования, 8 автомобилей и 15 готовых шасси. Страшное происшествие подорвало здоровье Пузырева и он скончался в сентябре того же года.

Новые собственники перепрофилировали Русский автомобильный завод на производство двигателей, а в 1916-м после начала немецкого наступления на Петроград, эвакуировали предприятие в Ульяновск (тогда Симбирск). В новые советские времена на его мощностях продолжился выпуск силовых агрегатов, а в 1941 году там разместили часть оборудования с Московского завода ЗИС, после чего запустили поточное производство автомобилей и двигателей к ним. В 1944-м автомобильный конвейер перенесли за Волгу, а в цехах бывшего Русского автомобильного завода образовался Ульяновский моторный завод (УМЗ), который существует до сих пор.