Faun: сверхтяжелые армейские тягачи бундесвера

Faun: сверхтяжелые армейские тягачи бундесвера

09 января 2024 Выкл. Автор autohs.ru

Автомобильная марка Faun (Фаун) относится к числу небольших, но всемирно известных производителей специализированных автомобилей. За более чем столетнюю историю фирма Фаун выпускала всевозможные грузовики, мощные карьерные самосвалы, автобусы, пожарные машины и другую технику, но главным образом ее славу составили тяжелые военные тягачи.

Faun

Faun 900 танковые транспортеры вермахта
Faun L900 D567

В годы Второй мировой войны Фаун являлась основным производителем тяжелых армейских грузовиков Faun L900. Эти автомобили грузоподъемностью 9,5 т как нельзя лучше подходили для перевозки легких танков Pz.Kpfw. II и активно использовались во время французской компании. Позднее с выходом среднего танка Pz.Kpfw. III, транспортеры L900 выполняли стандартную транспортную работу или служили базой для 88-милиметровых зенитных орудий и других военных надстроек. В 1944 году завод Faun был практически полностью уничтожен, однако фирме удалось уцелеть и даже наладить в 1946-м выпуск простых 2-осных мусоровозов Faun M6.

Faun L1212 50VS

Faun L1212 50VS
Faun L1212 50VS имел двухскатную ошиновку задних осей

После вступления в НАТО и начала повторной милитаризации Германии, военный специалитет Faun оказался снова востребован. В начале 1960-х с появлением первых прототипов 40-тонного танка Леопард, военное ведомство ФРГ инициировало создание специализированного многоосного танкового тягача грузоподъемностью 40-45 т. Первый прототип шасси созданный в рамках нового тяжелого семейства полноприводных автомобилей появился в 1962 году. Спустя три года на его основе собрали первый 4-осный тягач Faun L1212 50VS оборудованный бескапотной 2-рядной кабиной и 8-цилиндровым V-образным двигателем Mercedes-Benz мощность 640 л.с. Позднее с учетом опыта войсковых испытаний, в 1971 году появился модернизированный вариант Фаун SLT-50 (Schwerlast transporter) с форсированным 665-сильным мотором, всеми односкатными ведущими колесами и открытой двойной кабиной. Он работал в связке с низкорамным 50-тонным 4-осным полуприцепом фирмы Krupp, и с легкостью перевозил танки Леопард-1 с максимальной скоростью 70 км/ч.

Faun SLT-50-2 Elefant

Faun SLT-50-3
Faun SLT-50-3

В середине 1970-х когда на вооружение бундесвера был принят новый 55-тонный танк Леопард-2, тягач Faun SLT-50 был в очередной раз модернизирован и получил обозначение SLT-50-2 Elefant (Слон). Грузовик оборудовался новым, весьма прогрессивным верхнеклапанным 8-цилиндровым турбодизелем производства фирмы MTU Friedrichshafen. Этот мотор был позаимствован у противотанковой САУ Jaguar 1 и при рабочем объеме 30 л выдавал 730 л.с. Он работал в паре с автоматической 4-ступенчатой коробкой передач ZF и 2-ступенчатой «раздаткой» крутящий момент от которой передавался на четыре моста с колесными редукторами и блокируемыми дифференциалами. Подвеска была рессорной, все колеса односкатные размерностью 18,00-22,5. Две передних оси управляемые, рулевой механизм с гидроусилителем. Тормозная система двухконтурная, пневматическая с дополнительным гидродинамическим тормозом.

Фаун SLT-50
Габаритные размеры SLT-50-3

В целом Faun SLT-50-2 оказался довольно удачной и проходимой машиной. В связке с активным 55-тонным полуприцепом Kaessbohrer (Кассбохрер) он разгонялся до 75 км/ч и в среднем расходовал 180 л дизтоплива на 100 км. Всего до 1979 года в бундесвер было поставлено 324 таких тягача, после чего в серию пошел модернизированный грузовик SLT-50-3 с 12-цилиндровым мотором мощностью 735 л.с. и новой 3-местной цельнометаллической кабиной.

Faun FS 42.75/42 Mammut

Фаун FS 42.75/42
Faun FS 42.75/42

В 1981 году Фаун явила на свет FS 42.75/42 Mammut (Мамонт) — упрощенный вариант предшественника со вторым неведущим мостом (8х6), маломощным 19-литровым дизелем Deutz на 535 л.с. и простой 8-ступенчатой коробкой передач (позднее стали устанавливать 16-ступенчатую МКПП). По всем остальным компонентам Mammut был унифицирован с SLT-50-3 и являл собой попытку удешевить военнотранспортную логистику, хотя и в ущерб проходимости. До 1989 года успели собрать 70 упрощенных автопоездов, большинство из которых служат в бундесвере до сих пор.

Что же касается самой фирмы Фаун, к началу 1990-х ее дела на рынке коммерческой техники значительно ухудшились. Высокая конкуренция и кризисные явления в немецкой экономике поставили старейшую немецкую автомобильную марку на грань банкротства. В 1991 году фирма распалась на два независимых предприятия: на одном из них ведется сборка коммунальных машин, а другое отошло японской краностроительной компании Tadano, которая переориентировала Faun на мелкосерийное производство тяжелых крановых шасси.