Грузовики Татра в СССР

Грузовики Татра в СССР

06 января 2024 0 Автор autohs.ru

Грузовики Татра хорошо известны в нашей стране. Впервые попав в Советский Союз еще во время войны, эти необычные машины с хребтовой рамой, всеми независимыми подвесками и моторами воздушного охлаждения, быстро завоевали признание советских водителей. Надежные и очень проходимые, они идеально вписались в суровые дорожно-климатические условия нашей необъятной страны. О том почему СССР при наличии собственной грузовой автопромышленности импортировал Татры и в каком количестве, мы расскажем в этой статье

Tatra 111

Tatra 111

Сразу после того как в 1939 году Чехословакия была оккупирована нацистами, завод Татра был задействован в производстве и проектировании военной автомобильной техники. Главным результатом этой деятельности стало создание принципиально нового трехосного тяжелого грузовика Tatra 111 (Т6500/111). Автомобиль с полезной нагрузкой 6350 кг имел в своем основании необычную составную раму-трубу на которую монтировались дизельный двигатель, полноприводная трансмиссия, рулевое управление и независимые подвески всех колес. Мотор также был весьма необычен. 12-цилиндровый V-образный верхнеклапанный агрегат воздушного охлаждения при рабочем объеме 15 л выдавал 210 л.с. На тот момент Tatra 111 был самым мощным и проходимым грузовиком в своем классе, а к 1944 году в вермахте он остался единственным представителем семейства тяжелых армейских автомобилей.

После освобождения Копршивницы в 1945 году начались официальные поставки T111 в СССР. Эти машины эксплуатировались на Урале, Якутии, Магадане, Казахстане, участвовали в строительстве Волго-Донского канала, на других сложных проектах, и везде зарекомендовали себя только с наилучшей стороны. Поставки 111-го продолжались до 1955 года, а общий экспорт в СССР составил 8200 машин.

Tatra 138

Tatra 138

В 1959 году на смену модели 111 пришла Татра 138. По сравнению с предшественницей, новая машина обладала большим количеством усовершенствований, но при этом сохранила хребтовую раму, дизель воздушного охлаждения, независимые подвески и полноприводную трансмиссию с блокировками задних межколесных дифференциалов. Главными новинками Т138 стали новая трехместная цельнометаллическая обтекаемая кабина с улучшенной шумоизоляцией, 8-цилиндровый V-образный двигатель объемом 12 л мощностью 180 л.с., гидроусилитель руля и увеличенный кузов грузоподъемностью 12,5 т.

В СССР новые грузовики Татра поставлялись в двух модификациях: S1 с задней разгрузкой и S3 с трехсторонним опрокидыванием кузова. В 1962-1972 гг. в нашу страну поступило около 8500 грузовиков Т138. Они стали отличной заменой Т111 и крайне эффективно работали на Дальнем Востоке, в Магаданской области, Карелии и многих других регионах. Татры 138 принимали непосредственное участие в строительстве Братской ГЭС, города Норильска, разработке нефтегазовых и угольных месторождений Сибири и т.д. При этом по сравнению с отечественными машинами самосвалы Татра 138 славились повышенной выносливостью, отменной управляемостью и проходимостью.

Tatra 148

Tatra T148 S1

В 1969 году на заводе в Копршивнице началось производство Tatra 148. Фактически это был улучшенный вариант модели 138 с форсированным двигателем мощностью 232 л.с., модернизированной трансмиссией с блокируемым межосевым дифференциалом, более комфортабельной кабиной и слегка измененным дизайном.

Большинство Т148 участвовало в разработке нефтяных, газовых и угольных месторождений, а также на строительстве ГЭС и АЭС. Грузовики Татра оказались настолько востребованы, что Чехословацкой СР, в рамках Совета экономической взаимопомощи, был выдан кредит на модернизацию завода Tatra с последующим увеличением годового выпуска до 15 тыс. автомобилей в год. Всего с 1969-го по 1982 год из 114 тыс. выпущенных автомобилей в нашу страну было импортировано 26 тыс. грузовиков.

Tatra 815

Tatra 815

В 1983 году чехословаки организовали выпуск принципиально новой бескапотной машины Tatra 815. В ее основу было положено обновленное шасси с хребтовой рамой и унифицированными V-образными моторами нового поколения. Они имели три основных исполнения на 8-, 10- и 12 цилиндров мощностью 230-360 л.с. Все они комплектовались 10 или 20-ступенчатыми механическими коробками передач и мостами с межколесными и межосевыми блокировками. Благодаря новой кабине удалось улучшить обзор и увеличить длину грузовой платформы. Кабина Т815 имела две основные модификации: с дополнительным спальным местом и без него. Кроме того все они получили водительское сиденье с пневмоподушкой и автономный отопитель.

T815 стал самым распространенным и массовым грузовиком Татра в нашей стране. Всего вплоть до 1991 года в нашу страну было импортировано около 80 тыс. автомобилей этой модели, большинство из которых также трудились в северных регионах.

Зачем покупали?

Так зачем Советский Союз при наличии своей развитой грузовой автопромышленности закупал грузовики в чужой, хотя и дружественной стране. Все дело в том, что национальные предприятия не могли полностью удовлетворить высокий спрос на достаточно мощные, полноприводные машины. Кроме того в СССР грузовики с дизельными моторами воздушного охлаждения не выпускались в принципе, а ведь именно они оказались наиболее приспособлены для эксплуатации в регионах с экстремально низкими температурами.

С развалом СССР дела у компании Татра резко пошли на спад. Если ранее в период развитого социализма завод выпускал по 10-12 тыс. грузовиков, то сейчас производство сократилось до 1-1,5 тыс. автомобилей в год!