ИЖ-2715: «каблучок» всея СССР
07 января 2022С запуском главного конвейера в 1971 году, перед Ижевским автозаводом открылись дополнительные производственные возможности. Помимо базового седана Москвич-412, в небольших количествах завод выпускал фургон Москвич-434. Довольно быстро выяснилось, что на эту машину в народном хозяйстве имеется повышенный спрос. Москвич-434 был незаменим в мелких торговых организациях, предприятиях бытового обслуживания и почтовых отделениях — словом там, где требовалась регулярная перевозка небольших по объему грузов. Со своими задачами фургон в общем-то справлялся, но из-за конфигурации своего багажного отделения оказался не слишком удобен. В результате на заводе разработали более эффективный фургон — Иж-2715. Автомобиль, который на долгие десятилетия стал основным малотоннажным фургоном СССР.
ИЖ-2715
Так как Ижевский автозавод был по сути сборочным филиалом МЗМА (АЗЛК), о разработке принципиально новых конструкций заводчанам мечтать не приходилось. Тем не менее с приходом нового главного конструктора Владимира Абрамяна, некая творческая свобода у ижевцев появилась. В основе нового фургона все также находился Москвич-412, а вот его кузов был серьезным образом переработан. В отличие от фургона Москвич-434 (а по сути универсала без остекления), новый автомобиль получил очень удобный грузовой отсек с высоким потолком и двустворчатой задней дверью.
По сути Иж-2715 представлял собой пикап со съемным цельнометаллическим «колпаком». Благодаря этому решению его сборка могла осуществляться на основной ветке конвейера, что значительно облегчало и удешевляло производство. Длина грузового помещения — 1650 мм, ширина — 1440 мм, высота — 1170 мм. Общий объем кузова составлял 2,67 м3, на 40% больше нежели в Москвич-434. Паспортная грузоподъемность машины не превышала 350 кг, на деле же ИЖ-2715 вполне успешно перевозил 400, а то все 500 килограммов. Стилистически грузовой отсек в образ автомобиля вписался очень удачно. Его плавные обводы не выбивались из общего дизайна, в результате чего машина смотрелась весьма гармонично. Интересным образом художники Ижмаша оформили дизайн хвостовой части: номерной знак вписали в левую створку, а указатели поворота установили по краям от дверей. Бампер, как таковой, был не предусмотрен в принципе, его функцию выполняла металлическая скоба расположенная между фонарями. За характерный внешний вид в народе ИЖ-2715 получил меткое прозвище «Каблучок».
С конструктивной точки зрения от базовой модели ИЖ-2715 ничем не отличался. Под капотом находился 4-цилиндровый двигатель УЗАМ-412 мощностью 75 л.с. Передняя подвеска независимая пружинная с поперечными рычагами, задняя зависимая на продольных полуэллиптических рессорах, причем без какого-либо усиления. Тормоза передние дисковые, задние барабанные, также полностью стандартные.
Еще и пикап
В конце 1972 года изготовили первую партию, а до конца года собрали 829 машин. Поточное производство стартовало в начале следующего года. Мало-помалу выпуск наращивался. В 1973-м собрали 33271 единиц, в 1974-м — 45800, а в 1975-м — 45000 машин. В то же время на производство поступил пикап ИЖ-27151. У пикапов на задней стенке имелось смотровое окошко, а задний борт откидывался вровень с полом, увеличивая тем самым площадь грузовой платформы. ИЖ-27151 выпускался куда более скромными объемами. В СССР такая машина была не слишком востребована: открытый кузов увеличивал шансы на порчу или кражу груза. Зато за рубежом ижевский пикап пришелся весьма кстати.
Крайне дешевый и весьма выносливый, он с успехом поставлялся не только в страны СЭВ, но и в капиталистические государства. При этом на экспорт машины шли в варианте с улучшенной отделкой экстерьера : на передке красовались прямоугольные фары, хромированная решетка радиатора и передний бампер.
29 лет на производстве
В 1982 году ИЖ-2715 подвергся серьезной модернизации и сменил индекс на ИЖ-2715-01. Грузоподъемность машины увеличилась на 50 кг, а место «полноценного» УЗАМ-412 занял его дефорсированный собрат — УЗАМ-412ДЭ мощностью 68 л.с. Тормозная система стала двухконтурной с вакуумным усилителем. Кроме того автозаводцы изменили оформление передка, установили новый капот и крылья, обновили интерьер. В 1986 году вышел уникальный для Советского Союза автомобиль — грузопассажирский Иж-27156. На боковинах «будки» появились два массивных окна со сдвижными стеклами. Внутри по бортам находились две откидные лавки на шесть человек.
После распада СССР и активизации предпринимательской деятельности ижевский «каблучок» пользовался устойчивым спросом. Хорошо знакомый и дешевый автомобиль, в лихолетье 1990-х стал единственным для Ижавто источником дохода, и позволил предприятию остаться на плаву. Чередой незначительных модернизаций ИЖ-2715 протянул на производстве без малого 30 лет! Всего было выпущено 2 317 493 автомобилей.