Pontiac Aztek: история автомобиля «неудачника»

Pontiac Aztek: история автомобиля «неудачника»

11 января 2022 0 Автор autohs.ru

Пожалуй ни один автомобиль могучего концерна General Motors не получал столько критики. Pontiac Aztek называли самым уродливым автомобилем в мире, а его владельцев полными неудачниками. Отчасти критика справедлива, автомобиль получился не из красивых. Но в остальном Aztek являлся одним из самых прогрессивных американских автомобилей своего времени.

Pontiac Aztek

pontiac bear claw
Ранние эскизы Pontiac Aztek

Ряд маркетинговых исследований, проведенных компанией General Motors в середине 1990-х определили, что на рынке довольно четко оформился запрос на небольшой, легковой полноприводный автомобиль. Предполагалось, что основными покупателями этой машины станут активные, но не слишком состоятельные молодые люди. Исходя из этих данных Том Питерс, руководитель Центра передовых концепций GM, создал несколько поисковых эскизов. На них красовался стильный внедорожник с пониженным силуэтом, широкой колеей и массивными колесными арками. Внешний вид автомобиля получился весьма прогрессивным, совершенно не в духе господствующего в то время корпоративного стиля GM.

Вскоре рисунки Bear claw (так Питерс назвал свою машину) попали на стол Джэку Смиту — руководителю GM. Надо сказать, что в то время корпорация переживала нелегкие времена. Под давлением конкурентов, доля компании на рынке постоянно снижалась, закрывались заводы, увольнялись сотрудники. GM требовался новый прорывной автомобиль, который вытащит фирму из финансовой ямы. Внимательно изучив концепцию Bear claw, Смит понял, что перед ним именно такой автомобиль.

Понтиак Ацтек прототип
Концепт-кар представленный в 1999 году выглядел весьма агрессивно

В 1998 году разработка получила зеленый свет. Машину решили строить под эгидой марки Понтиак, как наиболее отвечающую концепции молодежного автомобиля. Изначально в качестве основы определили полноприводную рамную платформу с мощными моторами от Chevrolet Blazer. Конструкторы было обрадовались, но вскоре приуныли: волевым решением высшее руководство постановило, что машину предстоит строить на ничем не примечательной бюджетной платформе U-body от минивэна Pontiac Montana. Переход на новую платформу послужил причиной смены названия. Отныне машина именовалась как Pontiac Aztek.

Понтиак Ацтек

Переднеприводная платформа заставила коренным образом пересмотреть дизайн автомобиля. Aztek получил высокий и одновременно узкий кузов с высокой поясной линией и непропорционально мелкими колесными арками. Том Питерс попытался придать долговязой машине более благообразный вид. Прототип щеголял угловатыми окошками, заостренным «клювом-капотом» со встроенными указателями поворота и отвесной кормой. Но главное за счет расширенной колеи и огромных колес выглядел он в общем-то достойно. В 1999 году концепт представили на автосалоне в Детройте, где он всех поразил своим необычным внешним видом. Нельзя сказать, что машина вызвала огромный ажиотаж, но некоторых потенциальных покупателей заинтересовала.

Серийное недоразумение

Pontiac Aztek 2001
Серийный Pontiac Aztek

Когда годом позднее, Pontiac Aztek представили в шоурумах компании, многие просто не могли поверить, что это финальный вариант автомобиля. Все дело в том, что по пути на конвейер на Ацтек растерял все-то немногое очарование которое у него имелось, и превратился в нескладный, малопривлекательный автомобиль. По нему прошлись наверное все: от профильной прессы, до вечерних телешоу! Даже те кто совершенно не интересовался автомобилями знали, что Понтиак Ацтек — худший по дизайну автомобиль.

Тем не менее за уродливой личиной скрывалась вполне добротная машина. Автомобиль оснащался экономичным мотором V6 мощностью 185 л.с. и 4-ступенчатой автоматической коробкой передач. Подвеска обеспечивала достойный комфорт, немыслимый для рамных внедорожников. В 2001 году Ацтек обзавелся полноприводной трансмиссией Versatrak, превратившись тем самым в полноценный кроссовер.

Pontiac Aztek
Трансмиссия Versatrak AWD обеспечивала постоянный полный привод с автоматическим перераспределением крутящего момента между осями

Зато с точки зрения реализации внутреннего пространства Pontiac Aztek оказался на высоте. Просторный салон вмещал пять человек, при этом был максимально функционален. Он изобиловал множеством ящиков органайзеров, ниш и полочек. В багажнике находился объемный бокс, который при необходимости можно было снять и использовать как чемодан на колесиках. Кроме того в качестве опции предлагалась палатка, которую можно было штатно закрепить в задней части машины. В общем Pontiac Aztek идеально походил для семейных походников и всевозможных любителей активного образа жизни.

Pontiac Azrek с палаткой
Ацтек с опциональной палаткой

Однако не каждый из них осмеливался купить такую машину. Большинство отталкивал внешний вид, менее притязательных отпугивала довольно высокая цена. В базовой комплектации переднеприводный Pontiac Aztek стоил 21 тысячу долларов. За версию с полным приводом в максимальной комплектации просили почти 30 тысяч, что было выше финансовых возможностей целевой аудитории. Для того чтобы выйти на самоокупаемость, фирма Понтиак должна была реализовывать по 30 тысяч Ацтеков ежегодно. Однако за все пять лет производства достичь таких показателей так и не удалось. В лучшем 2002 году удалось продать 27 793 единиц, а всего было выпущено 119 784 автомобилей.

Понтиак Ацтек
Салон автомобиля был максимально функционален, хотя качеством материалов обивки не блистал

Как ни странно, те из немногих владельцев кто все-таки сподобился купить Pontiac Aztek, были им очень довольны. Автомобиль неизменно получал высокие оценки в рейтинге JD Power и других опросах удовлетворенности клиентов. Как бы то ни было Понтиак Ацтек вошел в историю как удивительный пример недальновидности руководства GM, а также наглядно продемонстрировал насколько большое значение для потребителей имеет внешний облик автомобиля.