Как нефтяной кризис 1973 года повлиял на автомобильную индустрию

Как нефтяной кризис 1973 года повлиял на автомобильную индустрию

26 октября 2019 0 Автор autohs.ru

Почти полвека назад, в октябре 1973 года произошло событие известное как Нефтяной кризис. Эмбарго введенное странами ОПЕК способствовало повышению цен на нефть, а следовательно бензина и дизельного топлива. Это был мощнейший удар для промышленности США и Европы и навсегда изменило автомобильную индустрию.

Изменился внешний вид автомобиля

Чтобы оценить масштабы трагедии можно просто взглянуть на внешний вид автомобилей выпущенных до и после кризиса. Если до середины 1970-х типичный американский автомобиль был огромным и угловатым, то к началу 1980-х формы серийных машин начали серьезно меняться.

Между тем стоимость топлива в Европе всегда была выше чем в США. Поэтому европейские инженеры старались придать обтекаемые формы автомобилю еще задолго до нефтяного кризиса, а после него доводка аэродинамики стала обязательной при проектировании новых автомобилей.

Нефтяной кризис и его влияние на аэродинамику автомобиля
Коэффициент аэродинамического сопротивления Cx резко пошел вниз с конца 1970-х

Конечно внешний вид машин не поменялся одномоментно. Это был долгий и планомерный процесс. Тем не менее коэффициент аэродинамического сопротивления Сх неуклонно снижался, что можно увидеть на графике выше.

Совершенствование конструкции двигателя

Помимо внешнего вида значительно изменилась конструкция автомобиля. Так на смену объемным многоцилиндровым моторам, пришли малолитражные 4-цилиндровые двигатели. К примеру объем силового агрегата топовых автомобилей Cadillac с 5,4-литров в 1950 году, увеличился до 8,1-литра в 1969 году, но после кризиса резко пошел на спад.

Также кроме уменьшения объема улучшалась топливная эффективность, все за счет применения механического, а позднее и электронного впрыска топлива.

нефтяной кризис
В разгар кризиса 1973 года в США ощущался острый дефицит топлива.

Тем временем производители из Японии, только выиграли в этой ситуации. В их модельном ряду уже присутствовали экономичные малолитражные автомобили, поэтому спрос на них только возрос. К примеру доля импортных автомобилей на рынке США достигла 16%, на 3% больше, чем в докризисном 1972 году. И это было только начало повсеместной экспансии японских автомобилей.

Упадок американского автопрома

А вот американские компании начали приходить в упадок. Продажи мощных, а значит дорогих моделей катастрофически упали, а класс машин под названием Muscle Cars и вовсе прекратил существование. В этих условиях американские производители, ориентируясь на успех японских малолитражек, попытались в срочном порядке создать аналогичные автомобили. Но получалось не сразу. Примером провала стали Cadillac Cimarron и Lincoln Versailles.

Datsun 240Z
Японский Datsun 240Z с 2,3-литровым мотором, стал куда предпочтительнее для покупки, чем американский Muscle Car

Рынок для американских машин стремительно сжимался. В 1973 году самый популярный американский автопроизводитель Chevrolet выпустил 2,5 млн. автомобилей, а через два года он сократился до 823 тыс. единиц в год. Остальные компании выглядели не лучше.

Следует отметить, что кризис 1973 года стал только началом стагнации американской автопромышленности. Позднее серьезные проблемы коснутся всех автопредприятий США, а корпорация Chrysler и вовсе окажется на грани банкротства.

Нефтяной кризис как толчок к развитию

General Motors EV1
Первый серийный электромобиль General Motors EV1

Между тем нефтяной кризис внес и положительное влияние на атомпром. Так применение электроники, новых материалов, турбонаддува и других технологий, позволили улучшить топливную эффективность и экологичность автомобилей новой эпохи.

Кроме того нефтяной кризис показал, что необходимо развивать альтернативные источники энергии. Он подстегнул работы над электро и водородными автомобилями.