Marmon Sixteen: лебединая песня фирмы Мармон
29 августа 2022В автомобильной истории США фирма Мармон занимает весьма почетное место. Несмотря на короткий век, компания успела зарекомендовать себя как производителя высококлассных автомобилей передовой конструкции. Самым впечатляющим и знаменитым творением марки стал Marmon Sixteen — один из первых в мире автомобилей с двигателем V16.
Marmon Sixteen V16
История фирмы братьев Мармон началась с постройки в 1902 году революционного верхнеклапанного 4-цилиндрового мотора V-образного типа мощностью 20 л.с. В 1904 году Мармоны организовали производство своего первого автомобиля — Marmon Model A. Дела шли неплохо и через десятилетие под маркой Marmon выпускались роскошные автомобили с объемом двигателя вплоть до 9,5 л. Причем это были наиболее технически совершенные автомобили тех лет: они оснащались алюминиевыми кузовами, независимыми подвесками, электрическим стартером и освещением.
В середине 1920-х фирма выпускала обширную линейку автомобилей с 6- и 8-цилиндровыми двигателями, с тремя размерами колесной базы и 42 вариантами оснащения! В 1926 году инженеры Мармон приступили к проектированию флагмана модельного ряда — Marmon V16 Sixteen.
Как нетрудно догадаться из названия, центральной особенностью нового автомобиля стал 16-цилиндровый двигатель. Его разработкой занимались талантливые инженеры Говард Мармон и Джордж Ульямс. Всего за четыре года они создали уникальный, полностью алюминиевый двигатель. Его клапанный механизм имел верхнее расположение и привод от нижнего распредвала через толкатели. При рабочем объеме 8049 см3 двигатель выдавал внушительные для своего времени — 200 л.с. При этом он получился очень легким (всего 400 кг), тихим и тяговитым. В пару к мотору прилагалась синхронизированная 3-ступенчатая механическая коробка передач.
Конструкция шасси отличалась проверенными инженерными решениями: лонжеронная рама, задний привод, рессорные подвески всех колес и барабанные тормоза с тросовым приводом и вакуумным усилителем. В соответствии с модой тех лет на шасси можно было смонтировать кузов от любого стороннего ателье. В заводском варианте Marmon Sixteen мог оборудоваться восемью вариантами кузовов, среди них: 7-местный лимузин, 5-местные седан и купе, 4-местный фаэтон и 2-местный кабриолет. Вдобавок любой кузов можно было оснастить практически любым доступным оборудованием — от сидений из натуральной кожи, до высококлассного радиоприемника.
Неудачный дебют
Marmon Sixteen вышел весьма впечатляющим. Его дебют запланировали на ноябрь 1930 года и все шло к тому, что первый в мире автомобиль с 16-цилиндровым мотором будет носить эмблему Marmon. Однако неожиданно для всех, в декабре 1929 года, фирма Cadillac представила свою 16-цилиндровую машину — Cadillac V16. Сказать, что по Мармону нанесли серьезный удар, ничего не сказать.
Фактически ранний дебют Cadillac V16 поставил крест на Marmon Sixteen. В то время в США бушевал экономический кризис, и рынок роскошных, сверхдорогих автомобилей и без того значительно ужался. А тут еще и конкурент в лице концерна GM, который мог без проблем продавать свою машину в убыток.
Тем не менее в 1931 году дебют Marmon Sixteen состоялся. Как и ожидалось стоил автомобиль невообразимо дорого — диапазон цен располагался от 5200 до 6100 долларов в зависимости от кузова. В вариации с особо шикарным, заказным кузовом цена могла вырасти до 12 тысяч (около 240 тыс. $ по современному курсу)! В общем несмотря на то, что по совокупности характеристик Marmon Sixteen превосходил своего конкурента, на рынке он провалился. Было построено менее 400 машин: 223 единицы в 1931-м, 111 в 1932-м и 56 в 1933 году. Все это привело к банкротству фирмы Мармон в 1933 году.
Прекрасная машина, что не говори американский автопром тех лет создавал великолепные автомобили.