Volvo VESC: инновационный концепт опередивший свое время

Volvo VESC: инновационный концепт опередивший свое время

30 августа 2022 1 Автор autohs.ru

Для шведской компании Вольво, безопасность — один из главных приоритетов развития марки. Ярким примером такого подхода стал прототип Volvo VESC (Volvo Experimental Safety Car) — инновационный седан, который вобрал в себя множество перспективных технических решений в области безопасности.

Volvo VESC

Volvo VESC
Volvo VESC

Женевский международный автосалон 1972 года стал площадкой для таких громких премьер как Citroën GS, Ford Granada и Ferrari Dino. На их фоне четырехдверный седан в темно-оранжевой раскраске выглядел довольно неприглядно. Однако под скорлупой невзрачного кузова скрывались технологии, которые определили вектор развития активных и пассивных систем безопасности на десятилетия вперед.

Это было особенно актуально в силу того, что с середины 1960-х в США велась активная дискуссия о безопасности американских автомобилей. Поводом для нее стала книга Ральфа Нейдера с метким названием «Опасен на любой скорости», в которой автор поведал о серьезных проблемах с безопасностью многих американских моделей. Страсти тогда разыгрались нешуточные, но именно благодаря исследованиям Нейдера, в США были принятые первые федеральные стандарты безопасности транспортных средств. В общем появление Volvo VESC было весьма своевременным, особенно учитывая то, что шведы готовились к активной экспансии на американский рынок.

Volvo VESC
На передней панели автомобиля располагался ЭЛТ монитор видеокамеры

Не все инновации Volvo VESC были абсолютной новинкой или принадлежали компании Вольво, но впервые в мире они были собраны в одном автомобиле. Он получил:

  • Бамперы с гидроцилиндрами способные без повреждений гасить энергию удара на скорости до 16 км/ч
  • Очистители и омыватели головной оптики
  • Дисковые тормоза всех колес с ABS
  • Передние и задние сиденья с подголовниками
  • Трехточечные ремни безопасности с преднатяжителями
  • Четыре подушки безопасности (задние встраивались в сиденья водителя и правого пассажира)
  • Телескопическую рулевую рейку
  • Камеру заднего обзора
  • ЭЛТ экран
Прототип Вольво

Кузов VESC был сегментирован. Спереди и сзади он имел сминаемые секции, которые окружали прочный каркас салона, усиленный трубчатыми вставками в дверях и крыше. Двигатель монтировался на специальные подушки, благодаря которым во время фронтального ДТП он «подныривал» вниз, а не проникал в салон. Как сообщали разработчики, кузов Volvo VESC мог обеспечить сохранность пассажиров даже при лобовом ударе на скорости 80 км/ч!

Без преувеличения можно сказать, что в то время VESC был самым безопасным автомобилем в мире. Однако это было не единственное его достоинство. Помимо всего прочего шведы оснастили машину четырехцилиндровым двигателем B20 с системой рециркуляции выхлопных газов и катализатором, который удовлетворял всем имеющимся и многим перспективным экологическим нормам.

Серийное воплощение

Volvo VESC

Volvo VESC служил носителем перспективных технологий и к серийному производству никогда не планировался. Во многом этот концепт предвосхитил развитие автомобильных систем безопасности, а многие идеи нашли воплощение в Volvo 240 образца 1974 года. Но это уже совсем другая история.