Mercedes-Benz W111: первый «безопасный» Мерседес

Mercedes-Benz W111: первый «безопасный» Мерседес

12 октября 2020 Выкл. Автор autohs.ru

В 1986 году компания Мерседес устроила выставку в Мюнхенском техническом музее. На ней фирма демонстрировала наработки своего талантливейшего инженера по безопасности — Бела Барени. Именно он придумал идею кузова со сминаемыми зонами безопасности и успешно ее реализовал в Mercedes-Benz 220S W111. Но по какой-то нелепой ошибке, на выставке был представлен вовсе не 111-й, а его предшественник Mercedes-Benz 220S Ponton. В результате даже сейчас многие ошибочно считают, что Понтон первый автомобиль с зонами деформации.

Mercedes-Benz W111

Mercedes-Benz W111 1959

Впрочем, грубой ошибкой это не назвать, так как первые эксперименты с зонами деформации Мерседес проводил именно на Понтонах. Как бы то ни было, в них идеи Берени были реализованы лишь частично. Поэтому при разработке нового флагмана к вопросам безопасности подошли более обстоятельно. В сентябре 1956 года главный инженер компании Рудольф Уленхаут собрал группу опытных специалистов, куда помимо него вошли: моторист Йозеф Мюллер и кузовщик Карл Вильферт. Последнему помогал Бела Барени, а за внешний вид отвечал Фридрих Гейгер.

Следует отметить, что в конце 50-х Мерседес не обладал серьезной финансовой и производственной базой. Поэтому общий бюджет разработки, старались уменьшить, заимствуя множество деталей от уже выпускающихся машин. Кроме того Гейгер получил установку создать дизайн, который не устареет даже спустя десятилетие.

Подвеска Мерседес-Бенц 1959 года
Спереди находилась независимая подвеска на двойных поперечный рычагах. Сзади одношарнирная подвеска с качающимися полуосями

В августе 1959 года Mercedes-Benz W111 поступил в серийное производство. На первых порах автомобиль выпускался только в кузове седан. В качестве базового мотора применялась доработанная рядная «шестерка» M127 на 95 л.с., позаимствованная у предшественника. Под капотом топовой модели Mercedes-Benz 220SE находился тот же мотор, но с инжектором Bosch и мощностью в 120 л.с. Также от Понтона, 111-му досталась задняя независимая пружинная подвеска. Хоть и основательно модернизированная. Кроме того автомобиль получил архаичные барабанные тормоза всех колес, а в базовой версии и вовсе без усилителя. Такая тормозная система явно не соответствовала динамике машины, и в 1963 году W111 оснастили опциональными дисковыми тормозами.

Великолепный дизайн и безопасность

Mercedes-Benz W111 Cabriolet
Помимо седана, автомобиль имел кузов купе и кабриолет

Над внешним видом Mercedes-Benz W111 поработал Фридрих Гейгер. Этот дизайнер известен как создатель одного из самых красивых автомобилей всех времен — Mercedes-Benz 300SL. В случае с W111 Гейгер был весьма ограничен в возможностях. Тем не менее ему удалось создать элегантный и узнаваемый дизайн. Автомобиль выделялся оригинальными вертикальными приборами головного света и решеткой радиатора по форме напоминавшую таковую у довоенных Мерседесов. В профиль W111, за счет прямых линий выглядел очень строго. Глаз мог зацепиться лишь за хромированную окантовку приточной вентиляции, да едва заметным подъемом хвостового плавника. Последний вызвал немало споров среди разработчиков и был добавлен в автомобиль лишь в угоду основному рынку сбыта — США.

Кузов Мерседес-Бенц

Между тем под элегантной «скорлупой» скрывался самый современный по тем временам кузов. Вильферт разработал его по патенту DBP 854.157 Бела Барнери от 1952 года. Согласно ему, кузов имел три зоны безопасности: деформируемые спереди и сзади, и куда более прочную посередине.

10 сентября 1959 года Барнери провел первый в истории Mercedes-Benz краш-тест. Хотя у немецких инженеров не было современных манекенов и датчиков, удар W111 со 100% перекрытием показал, что концепция работает и кузов держит удар. Однако не только передовой кузов служил в угоду безопасности. Mercedes-Benz W111 оснащался травмобезопасной рулевой колонкой, мягкой передней панелью и ремнями безопасности. Воистину в конце 50-х, в мире не существовало более безопасного автомобиля чем W111.

Mercedes-Benz W111
Передняя панель не выглядит такой уж устаревшей. Впечатление портит малоинформативная панель приборов с вертикальными шкалами

Как изначально задумывалось модель продержалась на конвейере без малого 10 лет. За это время немцы построили 371 тыс. автомобилей. Mercedes-Benz W111/W112 помог окрепнуть компании и стал революционной машиной, изменив автомобильную промышленность навсегда.