Советские автомобили в Америке: история экспорта Lada в США

Советские автомобили в Америке: история экспорта Lada в США

09 октября 2020 0 Автор autohs.ru

В 1980 году отношения между СССР и США были напряжены до предела. Страны разговаривали на языке санкций, угроз и шантажа, а дело стремительно приближалась к новой мировой войне. Но в тот же год, советские автомобили должны были поступить в продажу в США. Невероятная история о попытке наладить официальный экспорт наших машин в Америку.

Satra Corporation

Satra Corporation

Эпопея с экспортом советских автомобилей в Америку неразрывно связано с именем одного человека — Ары Озтемеля. Американский бизнесмен армянского происхождения, родился в 1926 году в Турции и в восемнадцатилетнем возрасте эмигрировал в США. После окончания института, Озтемель работал в нескольких крупных корпорациях по импорту в США различных полезных ископаемых. Обретя опыт и деловые связи, в начале 50-х, он основал собственную компанию и наладил поставки хромовой руды из Южной Америки, Турции, а затем и СССР. Бизнес быстро набирал обороты и в 1965 году, Озтемель переименовал свою компанию в Satra Corporation (Soviet American Trade Association).

Тем временем Satra занималась не только импортом хромитов и других полезных ископаемых, но и экспортом в СССР сельскохозяйственной техники и промышленного оборудования. К середине 60-х на Satra приходилось 80% торгового оборота между США и СССР. Озтемель умело вел дела и пользовался доверием у советских торговых чиновников. Он стал вторым американским бизнесменом (после Арманда Хаммера), которому позволили иметь собственный дом в Москве.

В 1966 году Satra импортирует на американский рынок советские катера типа «Волга» на подводных крыльях. Хотя из-за неправильной маркетинговой политики они не пользовались большим спросом, Satra получила первый опыт в торговле потребительскими товарами из СССР. Между тем деятельность американского бизнесмена не ограничивались лишь материальными товарами. С его подачи в США были лицензированы советские кинофильмы, литература и музыка.

Советские автомобили в Америке

Советские тракторы в США

В 1970 году с вводом в эксплуатацию Волжского автозавода возможности советской автомобильной промышленности серьезно возросли. Озтемель быстро оценил экспортный потенциал новых машин и заполучил права на сбыт автомобилей Lada в трех странах: Великобритании, ФРГ и США. Уже в 1973-1974 годах Satra начинает реализацию машин в Европе.

Прежде чем наладить импорт автомобилей в США, Озтемель решил начать с тракторов. В 1974 году компания начала импорт тракторов МТЗ под брендом Belarus. Американские фермеры восприняли новинку неоднозначно. С одной стороны подкупала низкая цена: в среднем советский трактор стоил в два раза дешевле американского. Кроме того он был дешев в обслуживании и эксплуатации. Однако Беларусы не отличались высоким качеством сборки и комфортом в работе. Как бы то ни было Satra реализовывала около тысячи тракторов в год, что внушало в Озтемеля сдержанный оптимизм.

В качестве первого шага, Satra представила несколько автомобилей Lada на Нью-Йорском автосалоне 1973 года. Совместно с представителем В/О Автоэкспорт, Ара Озтемель провел пресс-конференцию, на которой огласили планы по началу продаж ВАЗ-2101, 2102, 2103 и УАЗ-469 (под брендом Lada) в США. Подготовили релкамные брошюры, озвучили маркетинговую стратегию и цены. К слову последние, на вазовские машины начинались от 2,5 тысяч долларов. Кроме того сообщалось, что 10 автомобилей уже проходят сертификационные испытания, а полноценный старт продаж планируется на 1975 год.

Экспорт откладывается

Советские автомобили в Америке
УАЗики предполагалось продавать также под брендом Lada

Однако время шло, а в 1975-м в США не было продано ни одной советской Лады. Представили Satra утверждали, что машины дорабатываются под новые экологические стандарты принятие в 1974 году. Это похоже на правду, но вероятно не являлось основной причиной. В том же году конгресс принял поправку Джексона-Веника, согласно которой таможенный тариф на импортные автомобили из стран социалистического блока возрос с 3 до 10%. Надо сказать поправка вызвала широкую дискуссию в предпринимательских кругах. Помимо Озтемеля против нее высказался Джон Делориан, который утверждал, что торговля способствует укреплению связей между странами. Но были и ярые сторонники. Так глава Американской федерации труда Джордж Мини довольно резко заявил: «мы не заинтересованы в том, чтобы труд американских рабочих был вытеснен рабским трудом».

Как бы то ни было из-за экологических требований и политических дрязг выход советских автомобилей на американский рынок постоянно откладывался. Но Озтемель не терял оптимизм и подготовил новый план, согласно которому Satra отроет завод на 350 рабочих мест в штате Джорджия, где Лады будут проходить необходимую доработку под американский рынок. Кроме того Джорджия был родным штатом действующего президента Джимми Картера, что по задумке хитрого армянского бизнесмена, помогло бы смягчить политическое давление на автобизнес. Озтемель считал, что поставки Lada начнутся уже в 1980-м и за первый год планировал продать 5 тыс. автомобилей, а затем в течение пяти лет, нарастить экспорт до 50-60 тысяч машин в год.

Но в 1979 году началась война в Афганистане и отношения двух стран испортились окончательно. В 1980 году путем давления сенаторов на Агенство по защите окружающей среды, сертификат соответствия по нормам выбросов для Lada был аннулирован. Стало очевидно, что советские автомобили в Америке не появятся ни при каких обстоятельствах.

Что было бы если?

Lada Cars Canada

Давайте предположим, что план Ары Озтемеля был успешно реализован и Лады все-таки появились в американских дилерских центрах. Смоделировать ситуацию поможет Канада, где автомобили из СССР успешно продавались с 1978 года.

Импортом наших машин занимался канадский предприниматель — Питер Деннис, который имел весьма богатый опыт автобизнесе. Во многом его маркетинговый план был схож с планом Озтемеля. В Онтарио, Деннис открыл предприятие, где Лады дооборудовались под требования местного рынка. На первых порах, машины продавались только в трех городах: Торонто, Оттава и Монреаль. Однако дилерская база постоянно расширялась и к 1980 году, Ладами торговали уже 43 дилера.

Машины пользовались уверенным спросом и заслужили репутацию очень доступных, но вполне добротных автомобилей. По смешной цене в 3,5 тыс. канадских долларов, покупатель получал ВАЗ-2106 — полноценный пятиместный автомобиль с 1,5-литровым мотором мощностью в 75 л.с. Кроме него на экспорт шли «четверки», «семерки» и Нивы. Последние пользовались особым уважением.

лада ваз 2106 в Канаде

Но годы шли и советские автомобили кардинально не менялись. С начала 80-х в страну начали прибывать японские и корейские автомобили. Они выгодно отличались от морально устаревших Лад, а стоили не сильно дороже. Постепенно спрос на советские автомобили начал падать и Деннис закрыл свою компанию в 1985 году.

Скорее всего Satra Corporation постигла бы такая же участь. Вряд ли бы наши машины вошли бы в топы продаж, но на определенную долю рынка советские автомобили в Америке смогли бы рассчитывать. Особенно на первых порах. Впрочем, история не терпит сослагательного наклонения.