DAF 600: первый автомобиль с вариатором
07 октября 2020В 1958 году нидерландская автомобильная фирма DAF неожиданно заявила, что смогла создать первый в мире микроавтомобиль с полностью автоматической коробкой передач. В то время вообще мало кто знал об этой фирме, справедливо полагая, что она делает только простые грузовики для местного рынка. Тем не менее, эта сенсационная новость оказалась чистой правдой и навсегда изменила автомобильный мир!
DAF 600
Послевоенное восстановление Европы шло полным ходом. Надежные и качественные грузовики DAF пользовались приличным спросом, и к началу 50-х владельцы компании — братья Вим и Хуберт ван Дорны — неплохо приподнялись. Следует отметить, что голландцы промышляли не только грузовиками — DAF производил автобусы, прицепы, военные и другие специальные машины. В то время в Европе небольшие и дешевые автомобили все еще пользовались большой популярностью. Все они имели довольно простую конструкцию с маломощными моторами и ручными коробками передач. Автоматические трансмиссии в ту пору являлись уделом дорогих, крупных автомобилей и были в ходу в основном за океаном. Между тем для небольшой малолитражки, предназначенной главным образом для городской эксплуатации, автоматическая коробка являлась весьма привлекательной опцией, способной заинтересовать самый широкий круг покупателей, в том числе женщин.
Именно этими мыслями руководствовались братья ван Дорны управляющие компанией ДАФ, когда решили в дополнение к основной продукции запустить производство микроавтомобилей. Разработку машины начали в 1955 году, а уже год спустя первый опытный прототип отправился на испытания. Это был небольшой 2-дверный седан на 12-дюймовых колесиках и с простеньким 2-цилиндровым моторчиком мощностью 22 л.с. В основании машины находилось довольно интересное шасси со всеми независимыми подвесками — в передней использовалась поперечная рессора, а в задней нашли применение поперечные рычаги с витыми пружинами и гидроамортизаторами. Все тормоза были барабанными, а рулевой механизм — реечным.
Назвали машину бесхитростно — DAF 600 и в феврале 1958 года представили на автомобильной выставке в Амстердаме. Небольшой двухдверный седан, одного класса с VW Beetle и Fiat 600 внешним видом не поражал, но несмотря на это DAF 600 произвел на выставке настоящий фурор. За время автошоу голландская фирма приняла 4 тыс. предварительных заявок, намного больше чем планировала.
Секрет такого ажиотажа оказался прост. DAF 600 оснащался бесступенчатой автоматической трансмиссией, или по-простому вариатором. В то время ни один автомобиль такого класса не мог избавить владельца от утомительной обязанности орудовать педалью сцепления и рычагом КП!
Variomatic — первый вариатор
Безусловно, бесступенчатая трансмиссия не являлась изобретением компании DAF. Ранее вариаторы применялись в промышленности, сельскохозяйственной технике, да и с автомобильным ДВС его пытались сработать неоднократно. Но именно DAF удалось создать первый пригодный к серийному изготовлению вариатор, получивший коммерческое название Variomatic.
Принцип его работы был довольно прост и изящен. Крутящий момент от двигателя с помощью приводного вала через центробежное сцепление передавался на ведущие шкивы, а от них при помощи двух резиновых зубчатых ремней имевших в сечении трапецеидальную форму, на ведомые. Те в свою очередь установленные на продольных качающихся балансирах задней подвески, посредством коротких валов передавали вращение на ведущие колеса. Изюминкой всей системы являлись шкивы состоящие из двух конических половин (подвижной на шлицах и жестко закрепленной на оси). Они соприкасались с боковинами ремней, а их половинки, в зависимости от скорости вращения, сходились или расходились, тем самым меняя радиус их обхвата ремнями, что и определяло текущее передаточное число трансмиссии и скорость вращения колес. Variomatic был способен менять передаточное число в широком диапазоне от 4,4 до 20 и в целом оказался довольно дешевым и простым в изготовлении.
Вариатор пошел в мир
Дебют DAF 600 произвел огромный фурор. Еще бы в мире появился первый доступный микролитражный автомобиль с автоматической трансмиссией. Однако вскоре довольно быстров выяснилось, что новая прогрессивная трансмиссия не слишком-то и надежна. Несовершенство технологий не позволило создать достаточно прочные клиновые ремни, способные продержаться более 30 тыс. км пробега. Впрочем, недостатки конструкции не помешали фирме ДАФ продолжить совершенствование вариатора и уже в 1961 году появился модернизированный вариант DAF 750 с более мощным 26-сильным двигателем. Всего было выпущено 30,5 тыс. машин с индексом 600, еще 17 тыс. единиц составил производственный тираж модели 750.
Технические характеристики DAF 600
Тип кузова | седан |
---|---|
Годы выпуска | 1959-1963 |
Тип двигателя | бензиновый, H2 |
Объем двигателя, см3 | 590 |
Наименование двигателя (мощность л.с.) | - (22) |
Привод | задний |
Колесная база, мм | 2050 |
Длина, мм | 3610 |
Ширина, мм | 1440 |
Высота, мм | 1380 |
Снаряженная масса, кг | 630 |