Миллионные автомобили СССР

Миллионные автомобили СССР

14 июня 2021 0 Автор autohs.ru

Количество выпущенных автомобилей — очень важный параметр для любого автопроизводства. Он говорит не только о «мощи» автопроизводителя, но и о востребованности его продукции. В Советском Союзе проблем сбытом у автозаводов не было. Их продукция была в остром дефиците, в результате автомобили выпускались огромными тиражами. Сегодня поговорим об автозаводах, которые дали Родине миллион и более легковых автомобилей.

МЗМА/АЗЛК

Москвич-408
Миллионный Москвич-408

Первый миллионный легковой автомобиль в СССР выпустил Московский завод малолитражных автомобилей, он же МЗМА в мае 1967 года. Эта честь выпала модели Москвич-408.

Москвич-408 родоначальник абсолютно нового поколения автомобилей «Москвич». Он получил современный кузов с улучшенным, комфортабельным салоном. Кроме того автомобиль комплектовался более мощным 50-сильным двигателем, модернизированными тормозами и улучшенной подвеской с 13″ колесами. Другими словами у конструкторов АЗЛК получилась добротная и вполне современная машина, которую охотно покупали даже в капиталистических странах. К примеру в 1967 году на экспорт ушло 46315 автомобилей, что составило более половины от выпуска.

Семь лет спустя, в августе 1974 года, с конвейера АЗЛК (завод успели переименовать в 1968 году) сошел двухмиллионный автомобиль. На этот раз им стал Москвич-412.

В техническом плане 412-й от 408-го ушел недалеко. По сути это была та же модель, но с более мощным 75-сильным мотором объемом в 1,5 л. Благодаря новому двигателю советский Москвич довольно успешно выступал в автоспорте, в том числе и за рубежом.

Москвич-2140
Трехмиллионный Москвич-2140

Трехмиллионный Москвич-2140 сошел с конвейера в августе 1980 года. Через шесть лет в сентябре 1986 года, завод выпустил еще миллион «Москвичей», перешагнув отметку в четыре миллиона автомобилей.

Москвич-2140 поступил на производство в 1976 году. За исключением оформления передней и задней части, автомобиль мало отличался от предшественника. Зато в техническом плане был переработан весьма существенно. Благодаря внедрению вакуумного усилителя и передних дисковых тормозов, существенно повысилась активная безопасность. Новые сиденья обеспечивали повышенный комфорт, а мягкие панели салона улучшили пассивную безопасность. По совокупности потребительских свойств Москвич-2140 существенно превосходил Москвич-412. Впрочем, за рубежом он уже совершенно не котировался.

ГАЗ

ГАЗ-21 миллионный

Несмотря на то, что Горьковский автозавод начал свою работу намного раньше чем МЗМА/АЗЛК, к своему миллионному автомобилю он подошел только в июне 1967 года. Примечательно, что в том же месяце завод справил 5-миллионый юбилей по выпуску грузовых автомобилей. Так что профиль завода был очевиден.

Как бы то ни было 1000000 выпущенных легковых автомобилей цифра тоже весьма внушительная. Честь выпала Волге (а кому же еще?), легендарному ГАЗ-21. Автомобиль для нашей автокультуры знаковый, если не сказать определяющий. Именно Волги находились на вершине «табели о рангах» среди автомобилей для простого народа, вплоть до конца СССР.

Следующий юбилей Горьковский автозавод справил лишь спустя 15 лет. В июне 1982 года был собран двухмиллионный ГАЗ-24. Автомобиль долгожитель и по совместительству самая массовая «легковушка» завода ГАЗ. Всего с 1967 по 1986 год завод выпустил 1481561 единиц ГАЗ-24.

ВАЗ

ВАЗ-2103
Первый юбиляр Волжского автозавода

Волжский автозавод — флагман советской автопромышленности вступил в строй и дал первую продукцию в 1970 году. Уже в декабре 1973 года с его конвейера сошел миллионный автомобиль, им стал ВАЗ-2103.

ВАЗ-2103 по сути являлся «люксовой» модификацией базового ВАЗ-2101. Автомобиль получил иное внешнее оформление: «четырехфарную» переднюю оптику, обилие хромированных декоративных элементов и обновленный дизайн кормы с крупными фонарями. В целом «Тройка» выглядела более динамично, чем «Копейка». Отличался и интерьер. Для советских водителей салон автомобиля выглядел роскошно — обилие приборов, среди которых был и тахометр, ворсовое напольное покрытие и даже стрелочные часы имелись в наличии. Высокий статус подчеркивала и стоимость автомобиля, ВАЗ-2103 был на 2 тысячи рублей дороже нежели ВАЗ-2101!

Как бы то ни было для самого современного автозавода СССР первый миллионник был только началом. Уже в июле 1975 года с конвейера в Тольятти сошел двухмиллионный ВАЗ-2101. Еще через год в декабре 1976 года завод справил уже трехмиллионный юбилей выпуском ВАЗ-2106. Дальнейшие трудовые подвиги автозаводцев сведены в таблицу, отметим лишь, что до развала СССР на ВАЗе успели выпустить 13 миллионов машин!

МодельКол-во млн.штДата
ВАЗ-210112июль 1975 г
ВАЗ-21063декабрь 1976 г
ВАЗ-21064июнь 1978 г
ВАЗ-21015октябрь 1979 г
ВАЗ-21056март 1981 г
ВАЗ-21077август 1982 г
ВАЗ-21078январь 1984 г
ВАЗ-21089май 1985 г
ВАЗ-210810октябрь 1986 г
ВАЗ-210911февраль 1988 г
ВАЗ-210912июль 1989 г
ВАЗ-2109913ноябрь 1990 г

УАЗ

УАЗ-452

Ульяновский автозавод был создан во время войны, путем частичной эвакуации МосЗИСа в 1941 году. Первоначально на заводе производились автомобили разработанные на других автозаводах, но с 1958 года УАЗ начал выпускать машины собственной разработки.

Еще 16 лет заводу понадобилось, что дать стране миллионный автомобиль — УАЗ-452. Полноприводный фургон, известный в народе как «Буханка», выпускался с 1965 года и по тем временам был довольно неплохим автомобилем — современная компоновка (кабина над двигателем), грузоподъемность в 1000 кг, тяговитый мотор мощностью 72 л.с., прочное рамное шасси и отличная проходимость.

ЗАЗ

Миллионные автомобили СССР

Автомобили Запорожского автозавода хоть и находились ниже в негласной иерархии советских машин, но все-таки они внесли немалый вклад в автомобилизацию Советского Союза. В январе 1976 года, через 16 лет после начала производства автомобилей, завод дал свой первый миллион. Почетного титула удостоился ЗАЗ-968А.

Для многих в СССР «Запорожец» стал первым личным автомобилем. Машина была во многом компромиссной. Она значительно уступала в комфорте и надежности, другим советским автомобилям. Тем не менее ЗАЗ-968А — являлся полноценным автомобилем, и любой советский гражданин стоявший годами в очереди за машиной был ему очень рад.

Как бы то ни было выпуск «Запорожцев» был поставлен на поток. Двухмиллионный ЗАЗ-968М случился уже через семь лет, а спустя еще шесть, в июне 1989 года автозавод выпустил трехмиллионный автомобиль. На этот раз им стала «Таврия» — ЗАЗ-1102.

ИЖ

Миллионные автомобили СССР ИЖ-2125 Комби

Ижевский автозавод всегда находился в тени МЗМА, как завод дублер. Он выпускал «Москвичи» моделей 408, а затем и 412. С самого начала Московские и Ижевские машины отличались в деталях, а в 1973 году уральцы выпустили собственную модель ИЖ-2125 «Комби». Собственно этому автомобилю и довелось стать первым миллионным. Случилось это в ноябре 1977 года.

Пятидверный универсал ИЖ-2125 полюбили за вместительный и практичный салон. Причем салон этот был не утилитарно-грузовой, а весьма комфортный и элегантный. В общем для своего времени «Комби» стал отличным автомобилем.

Миллионные автомобили СССР

Как видим автомобильная промышленность Советского Союза развивалась довольно успешно. Миллионные автомобили СССР появились практически на всех крупных автозаводах. И это в легковом сегменте. С грузовиками дело обстояло не хуже, а во многом даже и лучше. Но это тема отдельной статьи.