Pontiac Fiero: первый среднемоторный американский автомобиль
13 мая 2020Во все времена центральное расположение двигателя считалось уделом дорогих спортивных машин. Действительно, среднемоторная компоновка наилучшим образом влияла на управляемость и устойчивость автомобиля, при этом значительным образом увеличивала его стоимость. В конце 1970-х инициативная группа инженеров Понтиак решила разрушить итальянскую монополию на средний мотор и создать простой и дешевый «народный» спорткар с эффектным названием Pontiac Fiero (в пер. «свирепый»). Увы, инициатива окончилась полным провалом и принесла корпорации GM большие репутационные и финансовые издержки.
Доступный спортивный автомобиль
Инициатором первого среднемоторного проекта GM стал бывший гонщик, действующий инженер Pontiac — Роберт Дорн. Он предложил создать легкую и простую среднемоторную машину с пластиковым кузовом, всеми независимыми подвесками и мощным 6-цилиндровым мотором. Прикинув стоимость разработки такого шасси, в применении оригинальной платформы Дорну решительно отказали и предложили использовать компоненты от уже выпускающихся машин. Получив на весь проект всего 410 млн долларов, большая часть из которых предназначалась на модернизацию производства, в 1978 году команда под управлением Дорна приступила к созданию перспективной машины.
Экономия во всем
Так как среднемоторной платформы у GM на тот момент не существовало, инженеры пошли на хитрость и развернули на 180° платформу от переднеприводного Chevrolet Citation. Его заднюю балку (теперь уже переднюю) заменили на переднюю подвеску от Chevrolet Chevette, получив тем самым новое центральномоторное шасси со всеми независимыми подвесками типа МакФерсон. Выглядело такое решение с виду неплохо, но на деле оно содержало множество компромиссов.
Изначально Роберт Дорн хотел оснастить P-car перспективным 1,8-литровым мотором, но в угоду экономии в дело пошел старый, но не добрый 2,5-литровый четырехцилиндровый двигатель «Iron Duke» на 93 л.с. Очевидно, что тяжелый, низкооборотистый и маломощный агрегат не сильно подходил для легкого спорткара, но выбора у команды разработчиков не имелось.
Пластиковый кузов
Важной частью проекта P-car был его пластиковый кузов. Тут специалисты Понтиак не стали сильно экономить, а разработали добротный пространственный каркас, к которому крепились кузовные панели. Кузов вышел прочным, что подтвердилось при краш-тестах, а возможность смены панелей впоследствии превратили Pontiac Fiero в самую популярную основу для постройки репликаров.
Не подкачал и дизайн. За счет клиновидной формы и сдвинутой вперед кабины, автомобиль выглядел весьма стремительно и современно. Тем не менее, коэффициент Cx оказался довольно высок и составил 0,37 единиц.
Pontiac Fiero и неплохой старт
В 1982 году P-car получил название Pontiac Fiero, а весной 1983 года стартовало его серийное производство. Дилеры предлагали Fiero по цене в 7999$ за базовую модель. Учитывая привлекательную внешность, это стало очень заманчивым предложением. За первый год удалось продать 136 840 автомобилей, что было намного выше предполагаемого. В результате некоторое время завод работал в три смены, а руководство Понтиак довольно потирало руки.
Однако довольно быстро выяснилось, что Понтиак Фиеро не только не соответствует виду спортивного автомобиля, но и смертельно опасен! Из-за плохо просчитанной, собранной из разных частей подвески, автомобиль был склонен к опрокидыванию. В GM отрицали проблему и списывали аварии на низкую квалификацию водителей, впервые севших за руль среднемоторной машины, но после того, как Fiero перевернул их собственный испытатель, проблему признали и внесли изменения в заднюю подвеску. Кроме того было зафиксировано как минимум 112 случаев самовозгорания автомобиля, вызванное утечкой масла на выпускной коллектор.
Тем не менее, продажи все еще оставались высокими. В 1985 году Pontiac Fiero наконец-то получил адекватный 6-цилиндровый мотор мощностью в 140 л.с. Кроме того, появилась модификация Fiero GT со спортивной подвеской WS6 и новым оформлением передней и задней частей.
Окончательно первый американский среднемоторный автомобиль похоронил его собрат из Японии под названием Toyota MR2. Японская машина оказалась лучше буквально во всем. Она весила на 90 кг легче и была на 20 л.с. мощнее, а разгон до 96 км/ч у нее составлял всего 7,7 сек., против 10,5 сек. у Fiero. Продажи рухнули до 76 тысяч автомобилей в год. Впрочем, Понтиак не собирался сдаваться и в следующем году выпустил Fiero в кузове фастбек, а для V6 стала доступная 5-ступенчатая МКПП Getrag.
Проблемы на горизонте
В 1988 году Pontiac Fiero получил последнюю модернизацию. Новая задняя подвеска и тормоза наконец-то сделали автомобиль таким, каким инженерны задумывали его изначально. Однако было уже поздно, продажи не превышали 39 тысяч и в том же году модель сняли с производства. Всего было изготовлено 370 тыс. машин.
Технические характеристики Pontiac Fiero GT 1988 года
Тип кузова | купе |
---|---|
Годы выпуска | 1987-1988 |
Тип двигателя | бензиновый, V6 |
Объем двигателя, см3 | 2838 |
Наименование двигателя (мощность л.с.) | L44 (137) |
Привод | задний |
Колесная база, мм | 2372 |
Длина, мм | 4194 |
Ширина, мм | 1753 |
Высота, мм | 1191 |
Снаряженная масса, кг | 1266 |