Pontiac Tempest и инновации Джона Делориана начала 60-х

Pontiac Tempest и инновации Джона Делориана начала 60-х

26 августа 2020 0 Автор autohs.ru

С виду Pontiac Tempest не производит какого-то особого впечатления. Типичный американский автомобиль, малого класса, коих появилось немало в ответ на экспансию европейских автомобилей в начале 60-х. Но внешний вид обманчив, на самом деле Tempest выдающийся для своего времени автомобиль. А создал его не кто иной, как Джон Делориан.

Общая платформа

Успешный дебют Chevrolet Corvair в конце 50-х окончательно убедил руководство GM, что спрос на компактные автомобили в США существует. Как следствие, Buick, Oldsmobile и Pontiac принялись за создание автомобилей малого класса на новой единой платформе. После того как совместными усилиями инженеров трех компаний платформа Y-body была готова, каждое подразделение приступило к созданию своей машины. В Понтиак этим занялся Джон Делориан, а проект получил кодовое обозначение Х100.

Между тем руководство Pontiac опередило на проект довольно жесткие финансовые рамки. Но Делориан даже в таких условиях смог творчески подойти к работе и проявить свой инженерный талант. Всего через год, работа надо новой машиной была завершена и в 1961 году она пошла в серию под названием Pontiac Tempest.

Pontiac Tempest

Pontiac Tempest
На выбор были доступны автомобили в кузове кабриолет, купе, седан и универсал

Специально для Tempest, Делориан разработал новый четырехцилиндровый мотор. Он являлся ничем иным как правой половинкой серийного Trophy 8 объемом 6,4-литра. Как следствие Trophy 4 максимально был унифицирован со старшим мотором, а значит дешев в производстве. Но низкая стоимость была не единственной целью, которую преследовал конструктор. С легким мотором было куда проще обеспечить эталонную развесовку, а значит и управляемость. Да, Делориан с самого начала проектировал не просто компактный автомобиль, а компактный спортивный автомобиль.

Понтиак Темпест в разрезе
От двигателя через гибкий торсионный вал крутящий момент передавался на КП, которая находилась в основании задней независимой подвески на винтовых пружинах

В зависимости от форсировки и типа КПП мощность четверки составляла от 110 до 166 л.с. В последнем случае, применялся более производительный 4-камерный карбюратор и иной распределительный вал. Опционально предлагался облегченный 3,5-литровый Buick V8 мощностью 215 л.с. Этот мотор не пользовался популярностью и в 1963 году, его сменил тяжелый 5,5-литровый Pontiac V8 мощностью 260 л.с.

Понтиак Темпест
Дизайн Tempest обновлялся каждый год. В 1962 году он получил измененную облицовку радиатора с крупным значком Pontiac

Двигатели агрегатировались 3-ступенчатой механической или 2-ступенчатой автоматической КП. В 1962 году МКПП прибавила еще одну передачу, а АКПП получила положение Park и модернизированный гидротрансформатор. Самое интересное было в том, что коробка передач располагалась на задней оси, то есть Pontiac Tempest использовал компоновку типа Transaxle. Безусловно она не являлось изобретением Делориана, но Tempest можно считать первым массовым переднемоторным американским автомобилем с Transaxle. Вкупе с легким мотором она обеспечивала идеальную развесовку 50:50. В момент появления такая конструкция получила немало критики. Скептики называли ее слишком сложной и ненадежной. Но время показало безосновательность этих утверждений.

Успех и провал

Pontiac Tempest GTO

После выхода Pontiac Tempest многим энтузиастом казалось, что автомобиль открыл новую страницу в истории американского автомобилестроения. В прессе машину хвалили за отличные ходовые качества и дизайн. Более того авторитетный журнал Motor Trend назвал Pontiac Tempest лучшим автомобилем 1961 года.

Между тем Tempest не стал родоначальником новой волны компактных, но технологичных автомобилей. Американский автопром пошел по пути строительства полноразмерных автомобилей классической компоновки с мотором V8. Тем не менее Pontiac Tempest стал хоть и малоизвестной, но важной ступенькой на пути Джона Делориана к легендарному Pontiac GTO.

Хотя Понтиак и не достиг планируемых продаж, назвать их провальными совершенно невозможно. За три года в общей сложности компания реализовала 375 481 автомобилей первого поколения.