Tucker Torpedo: автомобиль мечты сгубивший своего создателя

Tucker Torpedo: автомобиль мечты сгубивший своего создателя

03 июня 2022 0 Автор autohs.ru

В богатой автомобильной истории США, случай произошедший с Томасом Престоном Такером далеко не уникальный. Талантливый конструктор и безнадежный мечтатель вдруг вознамерился создать самый совершенный, безопасный и быстрый автомобиль в США. Однако на пути к своей цели он нажил множество врагов и финансовых проблем, чем и сгубил свой проект.

Tucker Torpedo

Tucker Torpedo
Ранний эскиз Tucker Torpedo 1946 года

Престон Такер родился в штате Мичиган в 1903 году. С юношества паренек проявлял способности к технике, а в 11 лет уже научился водить машину. Свою трудовую карьеру он начал в фирме Кадиллак, где два года проработал курьером. Вскоре Такер устроился на полицейскую службу, где показал себя как талантливый механик. Затем он трудился на сборочном конвейере Форд, а далее продавцом машин. В начале 1930-х Такер познакомился с известным создателем гоночных автомобилей Гарри Мюллером, вместе они занимались строительством гоночных моторов и машин для гонок Индианаполис 500. В годы Второй мировой неуемный изобретатель успел поработать над созданием самолетов истребителей и бронекатеров.

Tucker Torpedo

Первые мирные годы сулили большие возможности для мелких автокомпаний. В то время американский народ сильно изголодался по новым автомобилям, тогда как большая детройтская тройка еще недавно занятая оборонными заказами, по-прежнему выпускала устаревшие довоенные модели. Такер, который еще во время войны вынашивал планы по созданию собственного автомобиля, верно понял сложившуюся на рынке ситуацию, и вскорости основал собственную фирму Tucker Corporation, где и приступил к созданию перспективной машины.

Собственных оборотных средств у Такера практически не имелось, поэтому акции новообразованной компании пришлось продать и дополнительно взять государственную ссуду в 5 млн долларов. Зато теперь у него появилась возможность создать автомобиль мечты, в представлении Престона Такера естественно.

Tucker Torpedo
Первый прототип Tucker Torpedo

А представлял он не абы что. Его первый прототип под названием Tucker Torpedo построенный в 1946 году являл собой идеально обтекаемый 2-дверный автомобиль с центральным расположением места водителя и заднемоторной компоновкой. Причудливую форму машине придумал бывший стилист фирмы Корд — Алекс Тремулис. Не менее впечатляющим выглядел двигатель: между задних колес располагался 6-цилиндровый оппозитный мотор объемом 9,7 л мощностью 150 л.с. Агрегат с полусферическими камерами сгорания, впрысковой системой питания и гидроприводом клапанов развивал максимальную мощность уже при 1500 об/мин. При этом отличался очень тихой работой и великолепной тягой.

Следует отметить, что в техническом отношении Tucker Torpedo был сработан довольно грубо. В автоматической коробке передач собранной из двух гидротрансформаторов не имелась задней передачи, а в независимой подвеске в качестве упругих элементов использовались резиновые торсионные трубки. Общая концепция Tucker Torpedo казалась Престону Такеру верной, но вот конструкция, как показали испытания, нуждалась в переделке.

Tucker 48

Такер Торпедо
Tucker 48

Следующий прототип был построен в июне 1947 года. На этот раз автомобиль отличался менее экстравагантной внешностью и традиционным расположением водителя с левой стороны. В основе машины находилась прочная трубчатая рама. На ней покоился цельностальной четырехдверный кузов в оригинальном дизайне с выпуклыми передними крыльями и тремя фарами на фасаде, средняя из которых синхронно поворачивалась в сторону поворота передних колес.

Двигатель Tucker 48
Подкапотное пространство Tucker 48

Так как средств на производство монструозного 10-литрового «оппозитника» у Такера не имелось, его заменил 6-цилиндровый, полностью алюминиевый оппозитный двигатель от … вертолета. Мотор объемом 5,5 л мощностью 166 л.с. Такер позаимствовал у вертолета Bell 47, попутно переделав его под водяное охлаждение. К нему он приспособил 4-ступенчатую МКПП от Cord 810 с электромагнитным селектором. Силовой агрегат, как и в перовом прототипе, располагался в хвостовой части автомобиля, а крутящий момент передавался на задние колеса. Вместо капризных и дорогих торсионных трубок, подвески были реализованы на двойных поперечных рычагах и витых пружинах. Тормоза изначально предполагались дисковые, но в серию пошли традиционные барабанные.

Салон Такер 48
В салоне Tucker 48

Центральной особенностью Tucker Torpedo являлась повышенное внимание к безопасности. В каркасе крыши были предусмотрены усиленные дуги безопасности, а ветровое стекло состояло из двух стекол типа «триплекс». Кроме того специально для Torpedo была разработана и запатентована складная травмобезопасная рулевая колонка. Вдобавок взамен массивной стальной передней панели, под рулевым колесом устанавливалась минималистичная панель, со всеми необходимыми приборами и переключателями.

Окончательный образ автомобиля сформировался к концу 1947 года, тогда же претенциозное название Tucker Torpedo сменили на нейтральное Tucker 48.

Неудачная премьера

Tucker Torpedo

К моменту развертывания серийного производства Престон Такер сумел собрать огромную сумму — 17 млн долларов! На эти деньги он выкупил завод вертолетных двигателей и стал разворачивать там серийное производство своей машины. Параллельно шла широкая рекламная компания, вызвавшая бурный интерес среди американской публики. Автомобиль виделся незаурядным, и многие потенциальные покупатели не преминули оформить на Tucker 48 предварительный заказ.

Первый товарный автомобиль покинул стены завода 9 марта 1948 года. В то же время в прессе развернулась компания против Престона Такера обвинявшая его в мошенничестве. По слухам заказчиками акции являлись детройтская тройка, которой амбициозный конкурент был словно кость в горле. Со стороны это действительно выглядело как афера. Такер активно привлекал заемные средства, собирал предзаказы, а массовое производство автомобиля так и не стартовало. Вскоре предпринимателем заинтересовались компетентные органы, начались судебные разбирательства на время которых все работы над машиной были приостановлены.

Tucker Torpedo 1948

В конце концов, в январе 1949 года Такера оправдали, но дело было уже загублено. Репутационный удар был настолько велик, что большинство покупателей отменили свои заказы. Вскоре была индицирована процедура банкротства Tucker Corporation, в ходе которой все активы компании были распроданы. До этого момента успели построить всего 50 автомобилей, 47 из которых на ходу и по сей день. На сегодняшний момент Tucker 48 считается одним из самых редких и выдающихся американских автомобилей, а стоимость машины оценивается в 1 млн долларов. Что же касается Престона Такера, то неудача с машиной его не сломила. В начале 1950-х он предпринял еще одну попытку создания очередного революционного автомобиля под названием Carioca. Такер сумел найти инвесторов в Бразилии, а также разработал первоначальный проект, но в 1953 году внезапно заболел, и вскоре покинул этот мир.