ВАЗ-21106: самая редкая и быстрая «десятка»

ВАЗ-21106: самая редкая и быстрая «десятка»

17 февраля 2023 0 Автор autohs.ru

ВАЗ-2110 — пожалуй наиболее сложный и долгий в разработке проект. Разработка машины началась еще в СССР, но на конвейер она попала лишь в середине 90-х. Однако несмотря на трудные «роды», автомобиль вышел довольно удачным, с хорошим спортивным потенциалом. Вскоре «десятка» стала излюбленным объектом для тюнинга, но мало кому известно, что самую первую заряженную «десятку» ВАЗ-21106 подготовил сам завод. Причем еще до начала серийного производства базовой модели!

Видеоверсия статьи

ВАЗ-21106

ВАЗ-21106 Акула
В таком виде ВАЗ-21106 предстал перед посетителями Московского автосалона в 1996 году. Автомобиль назвали «Желтая акула»

Впервые о раллийном автомобиле на базе «восьмерки» заговорили специалисты тольяттинской фирмы Мега-Лада. В 1994 году они предложили создать машину с 2-литровым атмосферным двигателем, сертифицированную по стандарту F2 раллийной Группы А. Помимо различных технических особенностей, данный стандарт предусматривал выпуск промышленной партии из 2500 омологационных автомобилей. Тогда дальше разговоров дело не пошло, однако два года спустя проект получил неожиданное продолжение, но уже на базе готовящейся к производству «десятки».

Разработка велась силами Научно-технического центра АвтоВАЗа и британской инжиниринговой компании MSD. Так как подходящего отечественного 2-литрового двигателя в природе не существовало, к «десятке» решили адаптировать импортный мотор. Рассматривали сразу несколько вариантов, в том числе двигатели Toyota, Nissan и Peugeot, но наиболее походящим признали двигатель Opel C20XE. Этот 16-клаппаный агрегат мощностью 150 л.с. устанавливался на такие популярные модели как Astra, Vectra и Kadett, и очень хорошо зарекомендовал себя в автоспорте. В комплекте с мотором пришлось приобрести все навесное оборудование, электронику, систему выпуска, гидроусилителя руля ZF и 5-ступенчатую механическую коробку передач.

Лада с двигателем Опель
Двигатель Опель был всего на 10 кг тяжелее нежели стандартный вазовский 1,5-литровый 16-клапанник

Двигатель удачно вписался в подкапотное пространство ВАЗ-2110, но потребовал серьезной переделки передней подвески и кузова. В подвеску внедрили мощный стальной подрамник к которому закрепили силовой агрегат и рычаги передней подвески. Пружины изготовили новые с увеличенным диаметром прутка, а амортизаторы установили модифицированные серийные. Иная геометрия передней подвески потребовала изменить конструкцию кузова и сместить опоры передних стоек вперед и наружу. В результате автомобиль приобрел характерные «дутые» передние крылья. Тормозную систему также привели в соответствие с возросшей мощностью. Спереди установили 14-дюймовые вентилируемые тормозные диски, сзади оставили барабанные, но в серийном варианте все тормоза запланировали сделать дисковыми.

ВАЗ-21106

Первый опытный экземпляр ВАЗ-21106 изготовили в сентябре 1996 года. Внешне машину можно было опознать по оригинальному пластиковому «обвесу», дутым крыльям, небольшому спойлеру на багажнике и 15-дюймовым колесам с кованными дисками от московской фирмы Авиатехнология.

Ехала заряженная «десятка» по тем временам вполне прилично: до 100 км/ч ускорялась за 9,8 секунды, а максимальная скорость переваливала за 205 км/ч. На тот момент это был самый быстрый отечественный автомобиль заводского исполнения.

Раллийная модификация ВАЗ-21107

ВАЗ-21107
ВАЗ-21107

Боевая модификация получила обозначение ВАЗ-21107. Базу автомобиля увеличили на 60 мм, на 110 мм расширили колею. В отличие от гражданской 106-й двигатель серьезно форсировали — увеличили степень сжатия, установили более производительные форсунки и оригинальный воздушный фильтр, перенастроили блок управления двигателем. В результате мощность мотора увеличилась до 223 л.с., а максимальный крутящий момент достиг 237 Нм. Из других изменений — металлокерамическое двухдисковое сцепление, кулачковая 6-ступенчатая механическая коробка передач Xtrack, самоблокирующийся дифференциал и независимая задняя подвеска на косых рычагах. Тормозные механизмы также установили очень серьезные: четырехпоршневые спереди и двухпоршневые сзади. Спереди диаметр дисков составлял 305 мм, сзади — 260 мм.

Как и полагалось любому раллийному автомобилю, ВАЗ-21107 получил упрощенный салон с каркасом безопасности и спортивными сиденьями.

Lada 110 GTI 2.0

ВАЗ-21106-2 Лада Купе
Двухдверное купе от Моторики — самая редкая машина 106-й серии

Над доводкой машины провозилась довольно долго, и к окончательному виду проект пришел только в конце 1999 года. Мелкосерийное производство ВАЗ-21106 стартовало в 2001 году. Автомобиль выпускался не на самом АвтоВАЗе, а силами дочернего предприятия Лада-Тул.

Из-за импортных комплектующих стоимость «супер десятки» вышла запредельной — 450 тыс. рублей. Как следствие спрос на машину оказался мизерным. Впрочем, к тому времени от планов по участию в международных раллийных соревнованиях АвтоВАЗ уже отказался, так что выпускать расчетные 2500 экземпляров уже не было никакой необходимости. Зато гоночный ВАЗ-21107, собственно ради которого вся эта эпопея и затевалась, довольно успешно выступал в национальных автогонках почти до конца 00-х.

Четырехдверный седан ВАЗ-21106 выпускался под маркетинговым обозначением Lada GTI 2.0 с 2001-го по 2007 год, всего за это время собрали не более 200 единиц. Кроме того на основе базовой 106-й, тольяттинская фирма Моторика построила 18 двухдверных седанов ВАЗ-21106-2 с пластиковыми кузовными панелями и ужасным качеством сборки. Впрочем, об этой машине впору поговорить отдельно.

Технические характеристики ВАЗ-21106

Тип кузоваседан
Годы выпуска2001-2007
Тип двигателябензиновый, L4
Объем двигателя, см31998
Наименование двигателя (мощность л.с.)Opel С20XE (150)
Приводпередний
Колесная база, мм2540
Длина, мм4270
Ширина, мм1695
Высота, мм1430
Снаряженная масса, кг1100