Lancia Delta HF Integrale: легенда итальянского автопрома
20 февраля 2023Lancia Delta — один из самых известных и заслуженных итальянских автомобилей. Мало кому известно, но неоднократная победительница ралли, шестикратная обладательница кубка конструкторов WRC и просто красавица — Delta задумывалась как обычный семейный хетчбэк, эдакий итальянский аналог Volkswagen Golf. Но как это обычно бывало у фирмы Lancia, вскоре модель превратилась в отличную спортивную машину, пожалуй лучшую в истории мирового ралли.
Lancia Delta
Производство Lancia Delta стартовало осенью 1979 года. Новая модель пришла на смену Lancia Beta и вобрала в себе множество передовых технических решений. Тогда итальянцы хотели переплюнуть Golf, поэтому не поскупились и внедрили в свой компактный хэтчбек сложную заднюю независимую подвеску, реечное рулевое управление, улучшенную шумоизоляцию салона, обогрев заднего стекла, кондиционер, окрашенные в цвет бамперы, решетку радиатора из нержавеющей стали и много чего по мелочи. В техническом отношении Delta сильно не выделялась. В базовом исполнении автомобиль оборудовался 4-цилиндровыми мотором объемом 1,3 л мощностью 75 л.с., опционально предлагался 1,5-литровый двигатель на 85 сил. Привод, как и положено европейской машине тех лет, осуществлялся на передние колеса.
Lancia Delta вышла красивой и самобытной. Машина получила признание публики, а в 1980 году завоевала престижную награду «Автомобиль года». Однако в Лянче не стали почивать на лаврах, и уже в 1982 году представили Delta GT с двигателем 1,6 мощностью 105 л.с. А дальше пошло поехало. В 1983-м к 1,6-литровому мотору прикрутили турбокомпрессор — и появилась 130-сильная Delta HF Turbo, которая спустя два года получила впрысковую систему питания и стала выдавать 140 л.с.
Lancia Delta S4 — монстр ралли Группы Б
Переломный момент в истории Lancia Delta произошел в середине 80-х. В то время спортивную честь итальянской компании отстаивала Lancia Rally 037 — машина крайне удачная и надежная, специально спроектированная под ралли Группы Б. Но к тому моменту стало понятно, что заднеприводная 037-я для полноприводных Audi Quattro, уже не соперник. Как следствие итальянцам пришлось готовить очередной ралли-кар.
Новый автомобиль, получивший название Lancia Delta S4 появился на свет в 1985 году. В рекламных целях болид имитировал внешний вид серийной Дельты, хотя имел среднемоторную компоновку и оригинальный каркасный кузов. Единственными общими компонентами Delta S4 и серийной модели стали лобовое стекло и решетка радиатора.
Специально для нового раллийного автомобиля фирма Abarth разработала уникальный 4-цилиндровый 16-клапанный двигатель объемом 1,8 л. Он был создан по гоночным технологиям Формулы-1 и сочетал в себе турбокомпрессор и механический нагнетатель. Такая система наддува обеспечивала ровную тягу во всем диапазоне оборотов и минимизировала «турболаг». В зависимости от давления наддува двигатель мог выдавать 450-550 л.с. Вкупе с небольшим весом (890 кг) и полноприводной трансмиссией, это придавало Delta S4 умопомрачительную динамику. По слухам до первой сотни этот итальянский монстр разгонялся всего за 2,8 секунды, а его «максималка» составляла 259 км/ч.
Правила омологации Группы Б требовали выпуска промышленной партии из двухсот серийных машин, так появилась Lancia Delta S4 Stradale. Гражданский автомобиль также получил полноприводную трансмиссию, среднемоторную компоновку и облегченный кузов (1200 кг) со стеклопластиковыми панелями. Мощность мотора предусмотрительно снизили до 250 л.с., но это не мешало S4 Stradale до 100 км/ч разгоняться за 5,5 сек. и развивать 212 км/ч. Такие показатели ввергали в краску практически любой серийный спорткар того времени.
Гоночный дебют S4 вышел весьма впечатляющим. Хенри Тойвонен и Маркку Ален с ходу завоевали 1 и 2 места на ралли Великобритании в 1985 году. В следующем году Тойвонен вновь повторил свой успех на ралли Монте-Карло. Стало понятно, что у Лянчи появилось очень грозное оружие.
Lancia Delta HF Integrale и ее технические характеристики
В 1986 году после череды трагических аварий, закрыли легендарную Группу Б. Следующий сезон чемпионата WRC должен был пройти по более строгим требованиям Группы А, а количество омоглогационных автомобилей выросло до 2500. В результате, чтобы остаться в чемпионате конструкторам Лянчи пришлось строить новую раллийную машину.
В 1986 году итальянцы представили HF 4WD оборудованную 2-литровым 8-клапанным 160-сильным турбомотором, обновленной передней облицовкой с «четырехглазой» оптикой и хитроумной трансмиссией с вискомуфтой и тремя дифференциалами. На ранних машинах центральный дифференциал имел ассиметричное распределение крутящего момента в соотношении 56:44, на поздних — 43:57. Спереди стоял свободный дифференциал, сзади самоблокируемый Torsen.
Раллийные соревнования быстро определили дальнейший вектор технического развития модели. В 1987-м вышла дважды чемпионская Delta HF Integrale 8V мощностью 185 л.с. с увеличенной турбиной и расширенной колеей. Два года спустя появилась еще более мощная 200-сильная модификация Delta HF Integrale 16V с тем же мотором, но 16-клапанной ГБЦ. Вообще в то время Integrale 16V считалась самым настоящим спорткаром в обличии «горячего» хэтчбека. Первую сотню машина преодолевала за 5,7 сек., а ее максимальная скорость достигала 220 км/ч. Моноприводному Volkswagen Golf GTI (140 л.с.) такие показатели и не снились.
Удивительно, но десятилетняя Дельта по-прежнему давала «прикурить» другим участникам ралли WRC. К тому моменту эта была самая титулованная машина за всю историю чемпионата, на ее счету насчитывалось уже пять кубков конструкторов, и чтобы не упустить шестой, итальянские инженеры в 1991 году выпустили самую радикальную вариацию Дельты — Evoluzione I. В ней полностью перекроили переднюю подвеску, на 60 мм расширили колею, усилили тормоза, заменили четырехболтовые ступицы на пятиболтовые, и установили новую выхлопную систему в результате чего мощность возросла до 210 л.с. В итоге преобразований, машина получила обновленный, весьма брутальный дизайн с широкими арками, горбом на капоте и внушительным спойлером на крыше.
В начале 90-х стареющая Delta начала отставать от своих более мощных и аэродинамически совершенных конкурентов, таких как Toyota Celica GT4, Subaru Impreza WRX и Mitsubishi Lancer Evolution I. Тем не менее Lancia Delta Integrale Evolution все же сумела завоевать шестой конструкторский титул в 1992 году.
В следующем сезоне Лянча решила завершить участие в Чемпионате по ралли. Подходил к концу и жизненный путь Дельты. В 1994 году автомобиль сняли с производства, однако под конец успели выпустить последнюю модификацию Evoluzione II (215 л.с.) с более производительным турбокомпрессором Garrett и электронным блоком управления. Прямого отношения к гонкам Evo II уже не имела, и стала скорее прощальным подарком всем любителем марки. Всего в общей сложности выпустили 525 230 экземпляров Lancia Delta, из них 42 846 машин в полноприводном исполнении.
Модель | ||||
---|---|---|---|---|
Тип кузова | ||||
Годы выпуска | ||||
Тип двигателя | ||||
Объем двигателя, см3 | ||||
Мощность двигателя л.с.) | ||||
Привод | ||||
Колесная база, мм | ||||
Длина, мм | ||||
Ширина, мм | ||||
Высота, мм | ||||
Снаряженная масса, кг |
«А теперь слушай: вот идет настоящая машина! Лянчия! Она наверняка догонит и мерседес и рено, как волк пару ягнят. Ты только послушай, как работает мотор! Как орган!»
Отличная статья, не хватает только про множество лимиток: кучка Martini, Giallo, Final Edition, Club Italia и т.д.
повезло проехать за рулем этой прекрасного шедевра итальянской фирмы. Эти впечатления не могу забыть . Это ураган на колесах. Какая работа мотора,просто песня.Первая передача и на мгновение теряешь связь с окружаюшим миром ,в кресло Рекардо вжимает так ,что кажется сейчас будешь с этим седеньем в конце салона,потом мгновенно включаешь вторую и на тебя летит вся дорога с деревьями ,дорожками ,все сливается в общую ленту набегающего пейзажа,третья и только успеваешь глянуть на спидомерт ,а там уже 150……..