Lancia Delta HF Integrale: легенда итальянского автопрома

Lancia Delta HF Integrale: легенда итальянского автопрома

20 февраля 2023 2 Автор autohs.ru

Lancia Delta — один из самых известных и заслуженных итальянских автомобилей. Мало кому известно, но неоднократная победительница ралли, шестикратная обладательница кубка конструкторов WRC и просто красавица — Delta задумывалась как обычный семейный хетчбэк, эдакий итальянский аналог Volkswagen Golf. Но как это обычно бывало у фирмы Lancia, вскоре модель превратилась в отличную спортивную машину, пожалуй лучшую в истории мирового ралли.

Lancia Delta

Lancia Delta
Элегантный пятидверный кузов Lancia Delta первого поколения, в привычном для начала 80-х дизайне, спроектировал Джорджетто Джуджаро

Производство Lancia Delta стартовало осенью 1979 года. Новая модель пришла на смену Lancia Beta и вобрала в себе множество передовых технических решений. Тогда итальянцы хотели переплюнуть Golf, поэтому не поскупились и внедрили в свой компактный хэтчбек сложную заднюю независимую подвеску, реечное рулевое управление, улучшенную шумоизоляцию салона, обогрев заднего стекла, кондиционер, окрашенные в цвет бамперы, решетку радиатора из нержавеющей стали и много чего по мелочи. В техническом отношении Delta сильно не выделялась. В базовом исполнении автомобиль оборудовался 4-цилиндровыми мотором объемом 1,3 л мощностью 75 л.с., опционально предлагался 1,5-литровый двигатель на 85 сил. Привод, как и положено европейской машине тех лет, осуществлялся на передние колеса.

Lancia Delta HF Turbo
Модификация HF Turbo появилась в 1983 году

Lancia Delta вышла красивой и самобытной. Машина получила признание публики, а в 1980 году завоевала престижную награду «Автомобиль года». Однако в Лянче не стали почивать на лаврах, и уже в 1982 году представили Delta GT с двигателем 1,6 мощностью 105 л.с. А дальше пошло поехало. В 1983-м к 1,6-литровому мотору прикрутили турбокомпрессор — и появилась 130-сильная Delta HF Turbo, которая спустя два года получила впрысковую систему питания и стала выдавать 140 л.с.

Lancia Delta S4 — монстр ралли Группы Б

Лянча Дельта S4 на ралли Группы Б
Delta S4

Переломный момент в истории Lancia Delta произошел в середине 80-х. В то время спортивную честь итальянской компании отстаивала Lancia Rally 037 — машина крайне удачная и надежная, специально спроектированная под ралли Группы Б. Но к тому моменту стало понятно, что заднеприводная 037-я для полноприводных Audi Quattro, уже не соперник. Как следствие итальянцам пришлось готовить очередной ралли-кар.

Новый автомобиль, получивший название Lancia Delta S4 появился на свет в 1985 году. В рекламных целях болид имитировал внешний вид серийной Дельты, хотя имел среднемоторную компоновку и оригинальный каркасный кузов. Единственными общими компонентами Delta S4 и серийной модели стали лобовое стекло и решетка радиатора.

Специально для нового раллийного автомобиля фирма Abarth разработала уникальный 4-цилиндровый 16-клапанный двигатель объемом 1,8 л. Он был создан по гоночным технологиям Формулы-1 и сочетал в себе турбокомпрессор и механический нагнетатель. Такая система наддува обеспечивала ровную тягу во всем диапазоне оборотов и минимизировала «турболаг». В зависимости от давления наддува двигатель мог выдавать 450-550 л.с. Вкупе с небольшим весом (890 кг) и полноприводной трансмиссией, это придавало Delta S4 умопомрачительную динамику. По слухам до первой сотни этот итальянский монстр разгонялся всего за 2,8 секунды, а его «максималка» составляла 259 км/ч.

Lancia Delta S4 Stradale
Так выглядела омологированная версия S4 Stradale

Правила омологации Группы Б требовали выпуска промышленной партии из двухсот серийных машин, так появилась Lancia Delta S4 Stradale. Гражданский автомобиль также получил полноприводную трансмиссию, среднемоторную компоновку и облегченный кузов (1200 кг) со стеклопластиковыми панелями. Мощность мотора предусмотрительно снизили до 250 л.с., но это не мешало S4 Stradale до 100 км/ч разгоняться за 5,5 сек. и развивать 212 км/ч. Такие показатели ввергали в краску практически любой серийный спорткар того времени.

Гоночный дебют S4 вышел весьма впечатляющим. Хенри Тойвонен и Маркку Ален с ходу завоевали 1 и 2 места на ралли Великобритании в 1985 году. В следующем году Тойвонен вновь повторил свой успех на ралли Монте-Карло. Стало понятно, что у Лянчи появилось очень грозное оружие.

Lancia Delta HF Integrale и ее технические характеристики

Лянча Дельта HF Integrale 16V
HF Integrale 16V

В 1986 году после череды трагических аварий, закрыли легендарную Группу Б. Следующий сезон чемпионата WRC должен был пройти по более строгим требованиям Группы А, а количество омоглогационных автомобилей выросло до 2500. В результате, чтобы остаться в чемпионате конструкторам Лянчи пришлось строить новую раллийную машину.

В 1986 году итальянцы представили HF 4WD оборудованную 2-литровым 8-клапанным 160-сильным турбомотором, обновленной передней облицовкой с «четырехглазой» оптикой и хитроумной трансмиссией с вискомуфтой и тремя дифференциалами. На ранних машинах центральный дифференциал имел ассиметричное распределение крутящего момента в соотношении 56:44, на поздних — 43:57. Спереди стоял свободный дифференциал, сзади самоблокируемый Torsen.

2.0 Fiat 831E5
Под капотом полноприводной Дельты находился 2-литровый двигатель Fiat 831, который вел свое развитие от древнего мотора Fiat 124

Раллийные соревнования быстро определили дальнейший вектор технического развития модели. В 1987-м вышла дважды чемпионская Delta HF Integrale 8V мощностью 185 л.с. с увеличенной турбиной и расширенной колеей. Два года спустя появилась еще более мощная 200-сильная модификация Delta HF Integrale 16V с тем же мотором, но 16-клапанной ГБЦ. Вообще в то время Integrale 16V считалась самым настоящим спорткаром в обличии «горячего» хэтчбека. Первую сотню машина преодолевала за 5,7 сек., а ее максимальная скорость достигала 220 км/ч. Моноприводному Volkswagen Golf GTI (140 л.с.) такие показатели и не снились.

Lancia Delta Integrale
Раллийная Дельта выиграла шесть кубков производителей подряд с 1987 по 1992 год

Удивительно, но десятилетняя Дельта по-прежнему давала «прикурить» другим участникам ралли WRC. К тому моменту эта была самая титулованная машина за всю историю чемпионата, на ее счету насчитывалось уже пять кубков конструкторов, и чтобы не упустить шестой, итальянские инженеры в 1991 году выпустили самую радикальную вариацию Дельты — Evoluzione I. В ней полностью перекроили переднюю подвеску, на 60 мм расширили колею, усилили тормоза, заменили четырехболтовые ступицы на пятиболтовые, и установили новую выхлопную систему в результате чего мощность возросла до 210 л.с. В итоге преобразований, машина получила обновленный, весьма брутальный дизайн с широкими арками, горбом на капоте и внушительным спойлером на крыше.

Lancia Delta HF Integrale Evoluzione II
Финальная версия Дельты — Evoluzione II появилась в 1993 году

В начале 90-х стареющая Delta начала отставать от своих более мощных и аэродинамически совершенных конкурентов, таких как Toyota Celica GT4, Subaru Impreza WRX и Mitsubishi Lancer Evolution I. Тем не менее Lancia Delta Integrale Evolution все же сумела завоевать шестой конструкторский титул в 1992 году.

В следующем сезоне Лянча решила завершить участие в Чемпионате по ралли. Подходил к концу и жизненный путь Дельты. В 1994 году автомобиль сняли с производства, однако под конец успели выпустить последнюю модификацию Evoluzione II (215 л.с.) с более производительным турбокомпрессором Garrett и электронным блоком управления. Прямого отношения к гонкам Evo II уже не имела, и стала скорее прощальным подарком всем любителем марки. Всего в общей сложности выпустили 525 230 экземпляров Lancia Delta, из них 42 846 машин в полноприводном исполнении.

Модель
HF
Integrale
Integrale 16V
Evo (Evo II)
Тип кузова
хэтчбек
Годы выпуска
1986-1987
1987-1988
1989-1991
1991-1992 (93-94)
Тип двигателя
бензиновый, L4
Объем двигателя, см3
1995
Мощность двигателя л.с.)
165
185
200
210 (215)
Привод
полный
Колесная база, мм
2475
2480
2480
2480
Длина, мм
3895
3900
3900
3900
Ширина, мм
1620
1700
1700
1770
Высота, мм
1380
1380
1380
1365
Снаряженная масса, кг
1200
1267
1290
1350