ВАЗ-2120 «Надежда»: история первого минивэна ВАЗ

ВАЗ-2120 «Надежда»: история первого минивэна ВАЗ

03 января 2022 0 Автор autohs.ru

Еще в конце 1980-х руководство Волжского автозавода задумалось о расширении модельного ряда. Коллектив конструкторов предложил необычную идею — на базе Нивы (ВАЗ-2121) создать 7-местный минивэн. Она получила самое высокое одобрение, и проект ушел в разработку. Не все было гладко, но в конечном итоге первый минивэн Волжского автозавода — ВАЗ-2120 Надежда все-таки дождался серийного воплощения.

От длинной Нивы к минивэну

ВАЗ Консул
ВАЗ Консул

Короткая Нива как основа для будущего 7-местного минивэна совершенно не годилась. В результате в 1992 году на АвтоВАЗе создали два опытных прототипа. Они представляли собой увеличенные на 500 мм по колесной базе ВАЗ-2121. Один из них получил название Президент, а другой Консул. В технической части машины полностью соответствовали базовой Ниве, между собой отличались лишь количеством боковых дверей — Консул имел две небольшие двери позади основных. Удивительно, но увеличенная в полтора раза Нива вполне успешно справилась с испытаниями и доказала, что имеет право на жизнь. Вскоре экспериментальный Президент стал самостоятельно моделью ВАЗ-2129.

В 1993 году удлиненную Ниву показали широкой публике. Автомобиль вызвал нешуточный интерес и вскоре ВАЗ-2129 начали выпускать на опытно-промышленном производстве. С практической точки зрения трехдверный ВАЗ-2129 был не оптимален, и логичным шагом стал выпуск в 1995 году пятидверной модификации — ВАЗ-2123. Таким образом несозданный еще минивэн уже породил целое семейство длинных «нив».

ВАЗ-2120 «Надежда»

ВАЗ-2114
Макет ВАЗ-2114 — вариант О.Шапкина

Тем временем проект оригинального минивэна, который лежал в стороне от основной ветки развития Нивы, потихоньку развивался. Если с агрегатной базой было все понятно, то экстерьер будущей машины сформировался не сразу. Внешний вид автомобиля, который к тому времени присвоили индекс ВАЗ-2114, разрабатывали несколько художников, но в конечном итоге в работу приняли вариант Олега Шапкина. В его проекте перспективный однообъемник получил кузов с высоким силуэтом, большой площадью остекления и прямоугольными фарами. Сзади машина имела классическую подъемную дверь и горизонтальные фонари. Облик ВАЗ-2114 получился подчеркнуто строгим, без ярко выраженных дизайнерских изысков.

Прототип ВАЗ-2120

Гармоничный, но оторванный от производственных реалий, дизайн требовал доработки. Освоение новой головной оптики и задних фонарей было финансово нецелесообразным. Изначально планировалось установить фары от ВАЗ-2110, но когда он поступит на производство было еще неизвестно. Как следствие этот вариант отклонили. В 1992 году Шапкин переоформил облик ВАЗ-2114 сообразно новым требованиям. На передке прописалась «четырехглазая» оптика от ВАЗ-2106, при этом ее аккуратно вписали в пластиковую облицовку. На корме установили задние фонари от Оки, хотя прорабатывался вариант с перспективными вертикальными фонарями от Нивы. В целом дизайн машины пришел практически к окончательному варианту. Площадь остекления несколько уменьшили, а вместо двух распашных задних дверей, предусмотрели только одну, сдвижную, по правому борту.

ВАЗ-2120 Надежда
Практически финальный вариант облика сформировался в 1992 году

В 1993 году стали обязательны к установке фары ближнего света с гидрокорректором. Как следствие переднюю маску вновь пришлось доработать. Ее изменили путем установки комбинированных фар: ближнего света от ВАЗ-2121 и дальнего от ВАЗ-2106. Таким образом появился самый неудачный с эстетической точки зрения вариант, за который впоследствии АвтоВАЗ очень сильно критиковали.

Долгий путь на конвейер

Минивэн Надежда
Низкое качество сборки и подгонки деталей на дорестайлинговых машинах, заметно невооруженным глазом

Между тем по мере освоения в ОПП длиннобазной Нивы, интерес к ВАЗ-2114 немного угас. Тем не менее проект все еще жил, и даже потихоньку развивался. В 1995 году машине присвоили новый индекс — ВАЗ-2120, завершили разработку кузова (проектировался с чистого листа с использованием компьютерного моделирования) и построили первый опытный образец.

В 1997 году ВАЗ-2120 с собственным названием Надежда, представили на Московском автосалоне. Первый отечественный минивэн привлек к себе немало внимания. Автомобиль обладал рядом неоспоримых достоинств: он был полноприводным, имел вместительный 7-местный салон и был построен на хорошо проверенной компонентной базе, а значит относительно недорог в обслуживании. В общем, изучив перспективы, машину начали готовить к серийному производству. Причем без каких либо серьезных изменений.

ВАЗ-2120
Автомобиль после модернизации 2002 года

Годом спустя ВАЗ-2120 начал выпускаться серийно. Все автомобили собирались в опытно-промышленном производстве, фактически по обходной технологии. В результате очень пострадало качество сборки. Машины выпускались небольшими партиями не более тысячи единиц в год. Часть проблем со сборкой удалось решить после рестайлинга в 2002 году. После установки фар от ВАЗ-2110 (как планировалось изначально) и оригинальных задних фонарей — автомобиль наконец-то приобрел законченный облик.

Минивэн ВАЗ Надежда
В салоне пассажиры размещались по классической схеме — 2+3+2

С производства ВАЗ-2120 сняли в августе 2006 года, в ходе «оптимизации экономической деятельности предприятия», как убыточный актив. Хотя спрос еще имелся, причем довольно устойчивый. Всего было выпущено 8320 автомобилей.