Запланированное устаревание автомобилей
02 июня 2020«Автомобили не так долговечны как раньше» — известное утверждение, которое слышал каждый автолюбитель. Причем неважно про какие машины идет речь — японские, немецкие или американские. Но имеются ли какие-либо основания, для этого утверждения? К сожалению, да…
Запланированное устаревание
Планируемое или запланированное устаревание — это общий термин, который означает, что производитель еще на этапе проектирования продукта, явно или скрыто, ограничивает срок его службы. Впервые этот термин в своем докладе ввел промышленный дизайнер Брукс Стивенс в 1954 году.
Устаревание внешнего вида
В автомобильной индустрии запланированное устаревание начало применяться задолго до того, как Стивенс озвучил свой доклад. Еще в 1924 году президент GM Альфред Слейн ввел ежегодный редизайн автомобилей. Внешний вид автомобилей изменялся незначительно, но и этого было достаточно, чтобы вызвать дискомфорт у потребителей и подстегнуть их к покупке новой машины. Такая стратегия выглядела особенно глумливой, учитывая бушующую в США Великую депрессию, когда у многих людей не хватало денег даже на еду.
Тем не менее перманентный рестайлинг показал свою эффективность и применяется автопроизводителями и по сей день.
Моральное устаревание
Технологии не стоят на месте, и автопроизводители этим активно пользуются. Даже незначительное изменение мощности двигателя или появление новой опции автопроизводители обставляют как весомую инновацию и активно ее рекламируют. Таким образом, ваш автомобиль с каждым годом устаревает не только внешне, но и технически. Ситуация усугубилась с активным внедрением электроники и сложных мультимедийных систем.
Снижение надежности
Между тем предыдущие примеры меркнут по сравнению с тем, что некоторые автопроизводители сознательно снижают ресурс своих автомобилей. Это очень сложно доказать, и ни одна компания никогда в этом не признается. Тем не менее согласно отчету агентства JDpower, в среднем по индустрии, количество поломок современных машин снизилось со 170 случаев на 100 автомобилей в 2009 году, до 136 в 2019 году.
Казалось бы, запланированное устаревание — это миф. Но интересно, что такого рода исследования проводились лишь для автомобилей не старше трех лет! Почему в группу не вошли семи- или пятилетние автомобили — вопрос остается открытым.
Усложнение ремонта
Кроме того, растет сложность и стоимость технического обслуживания. Современные автомобили спроектированы таким образом, что выход из строя даже незначительной детали ведет к замене целого узла! Загудел ступичный подшипник? Меняй ступицу. Сломалась шаровая опора? Меняй рычаг подвески. И таких примеров множество.
Еще одна ловушка ждет автовладельца в официальном мануале. Он не рекомендует прогревать и обкатывать двигатель, менять рассчитанное на весь срок службы масло в МКПП и ГУР. Таким нехитрым способом автопроизводители дополнительно сокращают срок службы своих автомобилей.
Кто виноват?
Запланированное устаревание — это неотъемлемая часть капиталистического общества потребления. В таких условиях экономика расходует намного больше природных ресурсов и создает огромное количество отходов. Кроме того, непрерывная «гонка» за новыми товарами делает потребителей расточительными, а многих вгоняет в долговую яму.
Между тем, существует и диаметральная точка зрения. Планируемое устаревание ускоряет технический прогресс и обеспечивает промышленный рост во благо всего человечества, а не узкой прослойки предпринимателей.
Да
Такова наша жизнь