Mercedes-Benz OM 138: первый в мире легковой дизельный двигатель

Mercedes-Benz OM 138: первый в мире легковой дизельный двигатель

27 декабря 2019 0 Автор autohs.ru

Важность изобретения Рудольфа Дизеля для автомобильной индустрии сложно переоценить. Дизельный двигатель обладает отличной тягой и расходует меньше топлива, чем бензиновый аналог, но только спустя 40 лет дизель впервые появился под капотом легкового автомобиля. Mercedes-Benz OM 138 — первый серийный легковой дизельный двигатель.

Первый легковой дизель

Mercedes-Benz 260 D Первый в мире легковой дизельный автомобиль
Mercedes-Benz 260 D

Компания Daimler-Benz в 1932 году выпустила первый в мире серийный дизельный грузовик Mercedes-Benz Lo 2000. Новинка неплохо себя зарекомендовала и спустя год началась разработка дизельного двигателя для легкового автомобиля. Руководителем проекта стал талантливый инженер Алберт Хисс, который имел богатый опыт в проектировании моторов для гоночных Мерседесов.

Первоначально Хисс планировал адаптировать 6-цилиндровый мотор ОМ 59 от Lo 2000. Но установив его в Мерседес Mannheim 350 в качестве эксперимента он быстро понял, что из-за чрезмерной вибрации и шума, ОМ 59 не подходит на роль легкового мотора.

В 1933 году он построил два опытных двигателя. Первый из них трехцилиндровый ОМ 134 имел мощность 30 л.с., а второй четырехцилиндровый OM 141 выдавал 35 л.с. Достоверно не известно почему, но двигатели были признаны неудачными. Как следствие в 1934 году Хисс вернулся к идее адаптировать ОМ 59.

Mercedes-Benz OM 138 — конструкция

Mercedes-Benz OM 138
Mercedes-Benz OM 138, хорошо видна форкамера и плунжерный ТНВД

На этот раз конструкция грузового дизеля была значительно переработана. Мотор лишился двух цилиндров, а для уменьшения вибрации, на маховик установили демпфер крутильных колебаний. Кроме того установили облегченные поршни, что позволило сделать мотор весьма оборотистым. Максимальная мощность в 45 л.с. достигалась при 3000 об/мин. Двигатель ОМ 138 имел предкамерный впрыск топлива. ТНВД Bosh через форсунки впрыскивал топливо в форкамеру, расположенную под углом в 45° над камерой сгорания. Позднее под форсунками появились свечи накаливания, которые упрощали пуск мотора в холодную погоду.

Таким образом главные недостатки мотора немцам удалось решить и в 1935 году OM 138 пошел в производство.

Первый в мире легковой дизельный автомобиль: Mercedes-Benz 260 D

Mercedes-Benz 260 D
Mercedes-Benz 260 D в редком кузове ландо

Первый серийный легковой дизельный двигатель предназначался для Mercedes-Benz 260 D (W138). Этот полноразмерный шестиместный автомобиль предлагался в трех типах кузова: ландо, лимузин и кабриолет. Причем 260D в кузове ландо были самыми редкими, всего их выпустили 13 штук.

Mercedes 260 D обычные покупатели встретили настороженно. Однако таксисты из берлинского таксопарка, куда в 1935 году отправились 55 машин, отнеслись к новинке очень благосклонно. Прежде всего их поразил низкий расход топлива в 9 литров на 100 км. К примеру бензиновый Мерседес аналогичного класса расходовал 13 литров солярки. Кроме того дальность хода дизельной машины стала значительно выше и достигала 400 км.

В 1937 году модель претерпела незначительные внешние изменения, а спустя год получила полностью синхронизированную 4-ступенчатую КПП и увеличенный до 50 литров топливный бак. Таким образом дальность хода превысила 500 км.

После начала войны в 1940 году производство Mercedes 260 D было завершено.

Технические характеристики двигателя Mercedes-Benz OM 138

Типдизельный, L4
Рабочий объем, см32545
Степень сжатия20,5
ГБЦOHV
Мощность, л.с.45
Крутящий момент, (Max) Нм105,3
Средний расход л/100 км10
Масса двигателя, кг300