Грузовики Lancia: неизвестная история итальянской фирмы

Грузовики Lancia: неизвестная история итальянской фирмы

24 декабря 2022 0 Автор autohs.ru

Итальянская фирма Lancia (Лянча) прежде всего известна своими выдающимися легковыми автомобилями. Компания была основана талантливым инженером и автогонщиком Винченцо Лянча 29 ноября 1906 года. Лянча начинал с производства легковых машин, но уже через пять лет в гамме появились первые грузовики Lancia.

Первые грузовики Lancia

Броневик Lancia 1Z(M)
Первый итальянский бронеавтомобиль фирмы Ansaldo на шасси Lancia 1Z

Первый грузовой автомобиль Лянча получил обозначение Lancia Z (Zeta). Он базировался на двухосном легковом шасси Lancia Eta и имел грузоподъемность 1,5-2 т. Автомобиль с рамным основанием, оборудовался рядным 4-цилиндровым 60-сильным мотором объемом 4,1 л. Годом спустя на производство поступил более совершенный грузовик Lancia 1Z, грузоподъемностью 2,2 т оборудованный 5-литровым 4-цилиндровым нижнеклапанным двигателем мощностью 70 л.с. Обе модели предназначались для итальянской армии, и применялись в боевых действия в Северной Африке. Кроме того на основе усиленного шасси модели 1Z выпускались 75-мм зенитные установки и первые итальянские бронеавтомобили. В войсках грузовики Lancia зарекомендовали себя как простые и надежные машины, и активно применялись в ходе Первой мировой войны.

Lancia Pentajota
Lancia Pentajota

После войны фирма Лянча продолжила развитие своего грузового отделения. В 1924 году из стен туринского автозавода вышел первый тяжелый грузовик Lancia Pentajota грузоподъемность 5,3 т. Он получил классическую капотную компоновку, упрощенную двухместную кабину, 70-сильный двигатель от модели 1Z, тормоза на передних колесах и электрические фары и стартер. Модель Pentajota выпускалась до 1933 года в двух исполнениях — на стандартной (4310 мм) и короткой (3850 мм) базе. Всего было изготовлено 2,2 тысячи единиц.

Армейские грузовики Lancia Ro

Lancia Ro
Lancia Ro

С началом активной милитаризации Европы в начале 1930-х годов, Лянча разработала новую серию армейский грузовых машин под общим названием Lancia Ro. Базовая 5-тонная модель Lancia Ro NM (Nafta Militare — дизельный, военный) образца 1933 года имела довольно своеобразный облик. На этой машине устанавливался вертикальный 2-тактный 2-цилиндровый дизельный двигатель Junkers с противоположно движущимися поршнями. Собственно этот габаритный мотор и предопределил столь необычный внешний вид с высокой 3-метровой кабиной и приподнятым коротким капотом.

Двигатель Junkers Tipo 89
Двигатель Lancia Tipo 89 (Junkers)

При рабочем объеме в 3,2 л двигатель выдавал 64 л.с. Он работал в связке с 4-ступенчатой МКПП с демультипликатором, крутящий момент от которой передавался через двойную главную передачу с блокируемым дифференциалом к ведущим колесам заднего моста. В целом Ro NM получился довольно экономичным и расходовал не более 30 л топлива на 100 км. Дальнейшим развитием семейства стал выпущенный в 1935 году 6,5-тонный грузовик Lancia 2Ro NM (Ro-Ro), оснащенный аналогичным 3-цилиндровым дизелем объемом 4,8 л мощностью 95 л.с.

Грузовики Lancia 3Ro NM
Lancia 3Ro NM

Наиболее массовый и известный грузовик Лянча военного периода появился в 1938 году. Автомобиль под обозначением Lancia 3Ro NM получил увеличенную до 6,5 т грузоподъемность и традиционный дизельный двигатель рядного типа с рабочим объемом 6,9 л мощностью 93 л.с. Несмотря на новый мотор компоновка и габаритная высота кабины не изменилась, зато до 4800 мм увеличилась длина бортовой платформы, что позволило осуществлять перевозку легкой бронетехники. Кроме того 3Ro оборудовался 10-ступенчатой МКПП, гидроприводом тормозов и электрическим или пневматическим стартером. Lancia 3Ro NM выпускался до 1948 года. Всего было выпущено 9,5 тыс. автомобилей.

Итальянские грузовики в мирное время

Lancia Esatau
Lancia Esatau имел кабину со схожим с легковыми моделями Лянча оформлением решетки радиатора

Как и в большинстве европейских стран, после окончания войны, уцелевший автозавод Лянча продолжили выпускать довоенную гамму автомобилей. В 1947 году путем модернизации базовой модели, появился новый грузовик Lancia 6Ro (Esatau) грузоподъемностью 7,5 т, оснащенный 6-цилиндровым дизелем мощностью 124 л.с. Вдобавок модель заполучила пневматическую тормозную систему и усовершенствованную цельнометаллическую кабину с обтекаемым дизайном и дополнительным спальным местом. Эта модель выпускалась в 2- и 3-осных исполнениях, вплоть до 1958 года.

Жесткая конкуренция разразившаяся к середине 1950-х среди европейских грузовых автопроизводителей, практически выдавила фирму Lancia с гражданского рынка. Компания спасалась военными заказами, и разработала новый специализированный армейский полноприводный автомобиль Lancia 506. Бескапотный двухосный грузовик грузоподъемностью 5 тонн выделялся широкой угловатой кабиной и не самым экономичным, но довольно мощным (170 л.с.) 7-литровым бензиновым двигателем. Какого-то широкого распространения автомобиль не получил, однако заказ в 400 экземпляров от итальянской армии, позволил грузовому подразделению Лянча остаться на плаву.

Последние грузовики Лянча

Грузовые автомобили Лянча
Lancia Esagamma

В 1962 году в гамму добавились тяжелые грузовики серии Lancia Esagamma полной массой до 19 т. Эти автомобили получили современную и весьма симпатичную бескапотную кабину, и новый прогрессивный 6-цилиндровый 24-клапанный дизель мощностью 187 л.с. Грузовик выпускался в 2-, 3- и 4-осных модификациях грузоподъемностью от 7 до 15 т. Несмотря на довольно удачную и надежную конструкцию, спрос на грузовики серии Esagamma оставался довольно низким — за 9 лет удалось реализовать менее 7 тысяч машин.

Грузовики Lancia
Первый итальянский переднеприводный грузовик — Lancia Superjolly

Последней попыткой исправить шаткое финансовое положение стал легкий 1,5-тонный грузовичок Lancia Superjolly выпущенный в 1963 году. Это был первый итальянский переднеприводный грузовик. Он базировался на легковой платформе Lancia Flavia и оборудовался 1,5-литровым оппозитным бензиновым двигателем мощностью 58 л.с. Позднее в гамму добавили более мощный 80-сильный агрегат объемом 1,8 л. В общей сложности своих покупателей нашли 3 тысячи «полуторок». Тем не менее марка стремительно приближалась к своему закату. В октябре 1969 года могучий концерн Фиат выкупил фирму Lancia. При этом легковое подразделение было решено сохранить, а вот грузовое — постепенно ликвидировать. В итоге в 1975 году был собран последний грузовик с эмблемой Lancia. Сегодня на бывших заводах марки ведется производство армейских грузовиков Iveco.