Volkswagen Iltis: прародитель полного привода  Quattro

Volkswagen Iltis: прародитель полного привода Quattro

28 декабря 2022 0 Автор autohs.ru

В начале 1980-х полноприводная трансмиссия считалась уделом серьезных внедорожников, и на легковых автомобилях практически не встречалась. В Ауди решили исправить эту ситуацию, и в 1980 году представили первый автомобиль с полным приводом Quattro. Интересно, что к легковой машине со всеми ведущими колесами немцы пришли можно сказать случайно, и все благодаря невзрачному вездеходу Volkswagen Iltis.

Volkswagen Iltis

DKW Munga
DKW Munga

Заказ на разработку внедорожного транспортера поступил фирме Фольксваген от бундесвера. В конце 1960-х немецким военным потребовался компактный полноприводный автомобиль ТПК (транспортер переднего края). Новинка должна была заменить уже порядком устаревший вездеход DKW Munga, уходящий своими корнями к довоенному «кюбельвагену» Volkswagen Type 82. Среди главных требований основного заказчика — замена 2-тактного двигателя на более экономичный 4-тактный и установка нового просторного кузова. К тому времени компания DKW уже влилась в состав Audi, поэтому разработку перспективного армейского внедорожника доверили специалистам из Ингольштадта. Проект получил собственное обозначение Volkswagen Type 183 (Iltis).

Volkswagen Type 183 Iltis
Volkswagen Iltis

Первый опытный прототип был построен осенью 1977 году. В конструкции автомобиля широко применялись серийные узлы и агрегаты. К примеру двигатель позаимствовали у переднеприводной Audi 80. Бензиновый агрегат объемом 1,7 л выдавал 75 л.с. и имел продольно расположение, собственно, как и у исходной 80-ки. Полноприводную трансмиссию собрали на основе деталей Audi 80 и 100. Передний мост сделали подключаемым, а для отбора мощности на задний мост, пристроили к коробке передач отдельный редуктор. Но самое интересное — карданный вал от «раздатки» для привода передней оси расположили внутри полого вторичного вала коробки передач. Решение хитрое, но как показала практика вполне надежное.

volkswagen iltis двигатель
Под капотом Илтиса находился простой и надежный карбюраторный двигатель Ауди. Под самый конец выпуска начали устанавливать 1,6-литровый дизель мощностью 70 л.с.

В основании Volkswagen Iltis находилась лонжеронная рама, к которой крепились унаследованные от DKW независимые подвески с поперечно расположенными рессорами. Поверх рамы расположили упрощенный кузов с плоскими кузовными панелями, брезентовым верхом и такими же мягкими боковинами вместо дверей. Впрочем, большего для военных и не требовалось, достаточно было того, что Volkswagen Type 183 был способен взять на борт четырех человек или 500 кг груза, и буксировать прицеп массой 750 кг.

В серийное производство вездеход поступил в 1978 году. Помимо базовой армейской машины, немцы выпустили слегка улучшенную гражданскую версию, которая собственно и получила название Volkswagen Iltis. У частников внедорожник особого интереса не вызвал — за 10 лет из 9547 автомобилей они приобрели всего 747. Остальные Илтисы отправились на службу в бундесвер. Кроме того около 5 тысяч машин, по лицензии выпустила канадская фирма Bombardier.

Первый полный привод Quattro

Трансмиссия quattro Volkswagen Iltis
Схема трансмиссии Volkswagen Iltis

Так бы и остался Volkswagen Iltis в истории как заурядный, ничем не примечательный армейский вездеход, если бы не Фердинанд Пиех — на то время главный инженер Ауди. Именно он предложил приспособить полноприводную трансмиссию Iltis к легковым автомобилям концерна. Большие боссы к этом предложению отнеслись весьма скептически, в конце концов кому нужен дорогой и сложный легковой полноприводник, если большинство покупателей устраивал универсальный и безопасный передний привод.

Тогда Пиех с группой энтузиастов в инициативном порядке построил прототип Project Al с кузовом Audi Coupe, турбодвигателем мощностью 180 л.с. и модифицированной трансмиссией VW Iltis. Объем доработок был весьма внушительный и взамен подключаемого, был установлен постоянный полный привод со свободным межосевым дифференциалом. На демонстрационном заезде состоявшийся в начале 1978 года, прототип с легкостью преодолел 33-градусный обледенелый подъем — ранее такое было не под силу ни одному легковому автомобилю. Project Al настолько впечатлил руководителей Фольксваген, что ему немедленно дали зеленый свет.

Audi Ur-Quattro
Audi Ur-Quattro

Первый серийный автомобиль представили на Женевском автосалоне в 1980 году. Автомобиль под названием Audi Ur-Quattro представлял собой полноприводное 2-дверное купе с 5-цилиндровым турбодвигателем мощностью 200 л.с. Вскоре гоночные машины с эмблемой Quattro прогремели на весь мир и завоевали огромную любовь и популярность. А все благодаря скромному и неказистому Volkswagen Iltis.