Volkswagen Iltis: прародитель полного привода Quattro
28 декабря 2022В начале 1980-х полноприводная трансмиссия считалась уделом серьезных внедорожников, и на легковых автомобилях практически не встречалась. В Ауди решили исправить эту ситуацию, и в 1980 году представили первый автомобиль с полным приводом Quattro. Интересно, что к легковой машине со всеми ведущими колесами немцы пришли можно сказать случайно, и все благодаря невзрачному вездеходу Volkswagen Iltis.
Volkswagen Iltis
Заказ на разработку внедорожного транспортера поступил фирме Фольксваген от бундесвера. В конце 1960-х немецким военным потребовался компактный полноприводный автомобиль ТПК (транспортер переднего края). Новинка должна была заменить уже порядком устаревший вездеход DKW Munga, уходящий своими корнями к довоенному «кюбельвагену» Volkswagen Type 82. Среди главных требований основного заказчика — замена 2-тактного двигателя на более экономичный 4-тактный и установка нового просторного кузова. К тому времени компания DKW уже влилась в состав Audi, поэтому разработку перспективного армейского внедорожника доверили специалистам из Ингольштадта. Проект получил собственное обозначение Volkswagen Type 183 (Iltis).
Первый опытный прототип был построен осенью 1977 году. В конструкции автомобиля широко применялись серийные узлы и агрегаты. К примеру двигатель позаимствовали у переднеприводной Audi 80. Бензиновый агрегат объемом 1,7 л выдавал 75 л.с. и имел продольно расположение, собственно, как и у исходной 80-ки. Полноприводную трансмиссию собрали на основе деталей Audi 80 и 100. Передний мост сделали подключаемым, а для отбора мощности на задний мост, пристроили к коробке передач отдельный редуктор. Но самое интересное — карданный вал от «раздатки» для привода передней оси расположили внутри полого вторичного вала коробки передач. Решение хитрое, но как показала практика вполне надежное.
В основании Volkswagen Iltis находилась лонжеронная рама, к которой крепились унаследованные от DKW независимые подвески с поперечно расположенными рессорами. Поверх рамы расположили упрощенный кузов с плоскими кузовными панелями, брезентовым верхом и такими же мягкими боковинами вместо дверей. Впрочем, большего для военных и не требовалось, достаточно было того, что Volkswagen Type 183 был способен взять на борт четырех человек или 500 кг груза, и буксировать прицеп массой 750 кг.
В серийное производство вездеход поступил в 1978 году. Помимо базовой армейской машины, немцы выпустили слегка улучшенную гражданскую версию, которая собственно и получила название Volkswagen Iltis. У частников внедорожник особого интереса не вызвал — за 10 лет из 9547 автомобилей они приобрели всего 747. Остальные Илтисы отправились на службу в бундесвер. Кроме того около 5 тысяч машин, по лицензии выпустила канадская фирма Bombardier.
Первый полный привод Quattro
Так бы и остался Volkswagen Iltis в истории как заурядный, ничем не примечательный армейский вездеход, если бы не Фердинанд Пиех — на то время главный инженер Ауди. Именно он предложил приспособить полноприводную трансмиссию Iltis к легковым автомобилям концерна. Большие боссы к этом предложению отнеслись весьма скептически, в конце концов кому нужен дорогой и сложный легковой полноприводник, если большинство покупателей устраивал универсальный и безопасный передний привод.
Тогда Пиех с группой энтузиастов в инициативном порядке построил прототип Project Al с кузовом Audi Coupe, турбодвигателем мощностью 180 л.с. и модифицированной трансмиссией VW Iltis. Объем доработок был весьма внушительный и взамен подключаемого, был установлен постоянный полный привод со свободным межосевым дифференциалом. На демонстрационном заезде состоявшийся в начале 1978 года, прототип с легкостью преодолел 33-градусный обледенелый подъем — ранее такое было не под силу ни одному легковому автомобилю. Project Al настолько впечатлил руководителей Фольксваген, что ему немедленно дали зеленый свет.
Первый серийный автомобиль представили на Женевском автосалоне в 1980 году. Автомобиль под названием Audi Ur-Quattro представлял собой полноприводное 2-дверное купе с 5-цилиндровым турбодвигателем мощностью 200 л.с. Вскоре гоночные машины с эмблемой Quattro прогремели на весь мир и завоевали огромную любовь и популярность. А все благодаря скромному и неказистому Volkswagen Iltis.