Легковые автомобили вермахта

Легковые автомобили вермахта

07 декабря 2022 0 Автор autohs.ru

Главным фактором предопределившим успехи немецкой армии в начале Второй мировой войны были автомобили. Именно они стали движущей силой блицкрига и становым хребтом маневренной войны. Мы уже рассказывали о грузовом автопарке Третьего рейха, настало время поговорить о легковых автомобилях вермахта.

Kübelwagen Volkswagen Typ 82

Volkswagen Typ 82
Volkswagen Typ 82 на испытаниях, апрель 1940 года

В конце 1920-х годов в Германии был создан новый класс многоцелевых легковых армейских машин под общим названием Kübelwagen (Кюбельваген). Наиболее массовым представителем этого семейства стал Volkswagen Typ 82. Этот заднеприводный автомобиль с упрощенным открытым кузовом пошел в производство в ноябре 1940 года.

В техническом отношении Typ 82 был практически полностью аналогичен KdF Wagen (Фольксваген Жук). Он оборудовался 4-цилиндровым оппозитным мотором с воздушным охлаждением мощностью 23,5 л.с. Двигатель работал совместно с 4-ступенчатой МКПП, крутящий момент от которой передавался к колесам заднего моста. Рамы как таковой автомобиль не имел, ее функцию выполняло плоское штампованное днище. К нему крепились независимые рычажно-торсионные подвески.

Volkswagen Typ 128 Schwimmwagen
Амфибия Volkswagen Typ 128 Schwimmwagen

Несмотря на моноприводную конструкцию, за счет установки шестеренчатых колесных редукторов и самоблокирующегося дифференциала, Фольксваген-82 имел довольно хорошую проходимость на местности. Выпускался автомобиль в различных исполнениях, а с 1942 года на основе 82-й модели немцы освоили производство плавающего Volkswagen Typ 128 Schwimmwagen. Всего было выпущено 50 тысяч сухопутных машин и 15 тысяч амфибий.

Mercedes-Benz G5

Легковые автомобили вермахта - Mercedes-Benz G5
Mercedes-Benz G5

Еще в середине 1930-х фирма Мерседес-Бенц в инициативном порядке приступила к разработке собственных «кюбельвагенов». Один их первых таких автомобилей Mercedes-Benz 170VL — оснащался полноприводной трансмиссией с подключаемым передним приводом и полноуправлемым шасси с поворотными задними колесами. Какого-то массового распространения автомобиль не получил, однако именно он задал вектор для дальнейшего развития военных внедорожников Мерседес.

В 1937 году мерседосовцы представили более совершенный и надежный легковой полноприводный автомобиль — Mercedes-Benz G5. В его основе находилось новое лонжеронное шасси с 2-литровым бензиновым 45-сильным двигателем, 5-стпенчатой коробкой передач и тремя блокируемыми дифференциалами. Раму накрыли упрощенным 4-местным открытым кузовом с тентованным верхом.

Mercedes-Benz G5 отличался великолепной проходимостью, был довольно надежен и неприхотлив. Он разгонялся до 85 км/ч и зачастую использовался как штабная машина для высшего командного состава вермахта. Автомобиль выпускался до 1941 года, всего собрали 378 экземпляров.

Stoewer R180

Легковые автомобили вермахта - Stoewer R180
Stoewer R180 на восточном фронте, июнь 1941 года

Дабы упорядочить разносортицу представленных в войсках автомобилей, в 1937 году руководство вермахта приняло решение о создании семейства унифицированных легковых автомобилей «Айнхайтс». Данная программа предусматривала выпуск пяти вариантов автомобилей с одинаковыми массо-габаритными параметрами, конструкцией шасси и ходовой части.

Первым таким стандартизированным автомобилем легкого класса стал, созданный в 1936 году небольшой фирмой Stoewer (Штёвер), полноприводный вездеход Stoewer R180. Он оснащался 4-местным кузовом типового дизайна и оригинальным бензиновым двигателем объемом 1,8 л мощностью 42 л.с. Центральной особенностью этого вездехода стала его трансмиссия с постоянным полным приводом с межосевым и межколесными дифференциалами с возможностью блокировки. Кроме того немецкий «джип» оснащался независимыми пружинными подвесками и всеми управляемыми колесами.

Вездеход R180 являлся своеобразным стандартом и помимо собственно Stoewer выпускался фирмами BMW и Hanomag. При этом из 13 тысяч выпущенных машин, на долю Штёвер пришлось около 8 тысяч единиц.

Horch 901

Horch 901
Horch 901

Еще один представитель программы «Айнхайтс», но уже в среднеразмерном классе поступил на производство под обозначением Horch 901 в 1937 году. Это был рамный полноприводный вездеход общей массой 3,5 т оборудованный 3,5-литровым 8-цилиндровым двигателем V-образного типа мощностью 80 л.с. Как и другие легковые автомобили вермахта из семейства «Айнхайтс», в базовом исполнении Хорьх получил открытый 4-местный кузов и шасси со всеми независимыми подвесками.

Horch 901 грузоподъемностью 600-1000 кг хорошо подходил для выполнения самых разнообразных задач. На базе этого автомобиля строились санитарные, разведывательные, саперные, ремонтные и другие автомобили. Кроме того в начале 1940-х на 901-м шасси была собрана небольшая партия автомобилей с улучшенным кузовом типа кабриолет. Предназначались они для высшего командного состава немецкой армии. Всего было выпущено 12 тысяч автомобилей Хорьх-901. Помимо компании Horch, данная модель выпускалась на заводах Opel и Wanderer.

Mercedes-Benz G4

Mercedes-Benz G4
Mercedes-Benz G4 Германа Геринга

Самый роскошный немецкий армейский автомобиль был разработан фирмой Мерседес в 1933 году. Монументальный трехосный Mercedes-Benz G4 воплощал величие Третьего рейха и предназначался для высшего руководства Германии и лично для Адольфа Гитлера.

В основе автомобиля находилась мощная лонжеронная рама к которой на полуэллиптических рессорах были подвешены мосты с блокируемыми дифференциалами. Причем ведущая тележка крепилась на парных, расположенных сверху и снизу от оси балансира рессорах. На раме покоился роскошный 4-дверный открытый кузов с забронированными стенками, стеклами и моторным отсеком. В снаряженном состоянии Мерседес G4 весил 3,5 тонны, как следствие для машины определи рядный 8-цилиндровый мотор объемом 5 л мощностью 100 л.с. Мощность его оказалась недостаточной, поэтому с 1937 года автомобиль комплектовался 5,3-литровым 115-сильным двигателем, а в следующем году ему на смену пришел агрегат объемом 5,4 л мощностью 100 л.с.

Mercedes-Benz G4
После нападения на СССР, часть Mercedes-Benz G4 отправилась на фронт, где обслуживала высший командный состав вермахта

Как и полагалось правительственной машине G4 получил улучшенную внутреннюю отделку и дополнительные откидные сиденья-страпонтены для охраны. В целом Mercedes-Benz G4 не обладал какими-то выдающимися ходовыми качествами. Он не имел полного привода (6х4), расходовал около 30 л на 100 км пути, а его максимальная скорость ограничивалась на отметке 67 км/ч. Тем не менее высший партийный состав нацисткой Германии для полевых выходов и специальных мероприятий предпочитал именно эту трехосную машину. Всего с 1933 по 1939 год было построено 72 экземпляра Mercedes-Benz G4.

Легковые автомобили вермахта

Помимо представленных выше моделей в немецкой армии имели широкое распространение стандартные гражданские автомашины. Всего же во время Второй мировой войны автомобильная промышленность Германии выпустила 187 тысяч легковых автомобилей.