Российские пикапы на базе «Нивы»

Российские пикапы на базе «Нивы»

10 декабря 2022 0 Автор autohs.ru

Без сомнений Нива ВАЗ-2121 — один из самых удачных российских автомобилей. Он оказался довольно надежен, имел отличную проходимость и удачную конструкцию. На базе Нивы было создано множество различных модификаций, порой весьма неожиданных.

Черный принц

Лада Нива Черный принц
Черный принц

В начале 1990-х в России начала зарождаться новая автомобильная тюнинг культура. В стране появилось множество предприятий специализировавшихся на доработке как импортных, так и отечественных автомобилей. Одна из таких фирм — тольяттинская Мега-Лада, в 1995 году построила оригинальный пикап под названием Черный принц.

В основе автомобиля находилась стальная лонжеронная рама. Спереди к ней крепилась независимая подвеска от Нивы усиленная пружинами с прутком увеличенного диаметра. Сзади располагалась доработанная рессорная подвеска от Москвич-2140. От ВАЗ-2121 автомобиль унаследовал 1,7-литровый двигатель, детали трансмиссии и ходовой части. Кузов крепился к раме посредством эластичных опор и представлял собой переработанный под пикап кузов от Нивы.

Нива Черный принц

Сообразно заокеанской моде, Черный принц получил внешний пластиковый стайлинг, «кенгурятник» с лебедкой, импортные 16″ колеса и массивную дугу безопасности с противотуманными фарами. Автомобиль выглядел очень эффектно и привлек большое внимание на Московском автосалоне 1996 года. Тем не менее серийного воплощения проект так и не получил.

Лада Тарзан УТС

Российские пикапы - Лада Тарзан УТС
Лада УТС (универсальное транспортное средство)

Черный принц в тираж не пошел, однако он вдохновил специалистов фирмы Лада-Консул на создание внедорожника на шасси Нивы с кузовом от Самары. Проект получивший наименование Лада Тарзан предусматривал выпуск трех модификаций с кузовами ВАЗ-2108, 2109 и 21099. Как и Черный принц Тарзан получил прочное рамное основание. Однако взамен рессорной задней подвески устанавливалась независимая, унифицированная с передней подвеской ВАЗ-2121.

Лада УТС пикап
Лада УТС с поливомоечной установкой

В модельном ряду пикап не предусматривался, хотя сторонние фирмы такие машины все-таки выпускали. К примеру самарская компания Сатол построила оригинальный пикап с кузовом ВАЗ-2108 на шасси Лада Тарзан. Автомобиль предназначался для коммунального хозяйства, как следствие его оборудовали гидросистемой для работы с различным навесным оборудованием (отвал, подметальная щетка, поливомоечная установка и т.д.). Взамен стандартного нивовского мотора установили импортный дизель Peugeot мощностью 75 л.с.

Машина получилась довольно универсальной и экономичной, вот только стоила она в 10 раз дороже стандартного Тарзана. В 2001 году Сатол организовал мелкосерийный выпуск УТС. Сколько было выпущено машин достоверно неизвестно.

Лада Пилигрим

Российские пикапы - Лада Пилигрим
Лада Пилигрим

Пикап Лада Пилигрим был изготовлен фирмой Моторика (г. Тольятти) в 2003 году. Автомобиль исповедовал сходную с Тарзаном концепцию и строился на рамном шасси с агрегатами Нивы. Разве что вместо пружинной независимой задней подвески, разработчики использовали стандартный нивовский мост подвешенный на рессорах от Волги ГАЗ-3110. Мотор устанавливался самый мощный от ВАЗ-2120 — при рабочем объеме 1,8 л он выдавал 85 л.с.

Шасси накрыли кузовом от ВАЗ-2110. Примечательно, что использовали его почти целиком, отрезали только багажник, а на его место водрузили грузовой модуль. Другими словами Пилигрим имел полноценный пятиместный салон и четыре двери. Получился пикап с внешностью легкового седана с объемным багажником грузоподъемностью 450 кг.

Несмотря на рессорную заднюю подвеску, на ходу Пилигрим оказался намного комфортнее Нивы. Полный привод и пониженный ряд трансмиссии не сделали его выдающимся вездеходом. Удел Пилигрима дороги с твердым покрытием и легкое бездорожье по пути на озеро или дачный участок.

К сожалению проект не взлетел. Несмотря на высокую готовность, на серийный выпуск машины фирма Моторика так и не решилась.

Лада Бизон

Российские пикапы - Лада Бизон ФВК-2302
Лада Бизон ФВК-2302

Шасси Нивы оказалось подходящим для переоборудования в пикап. Помимо вышеописанных проектов существовало еще одно направление — это создание утилитарных грузовичков с полурамной конструкцией и простой бортовой платформой. Первый такой автомобиль под названием Лада Бизон (ФВК-2302) появился в 1992 году. Это было совместное детище самарской фирмы Восточное кольцо, НТЦ ВАЗ и НАМИ.

От Нивы Бизон позаимствовал двигатель, детали трансмиссии и ходовой части. Рама и грузовая платформа были оригинальными. Заднюю рессорную подвеску взяли от УАЗ-450, оперение и кабинный модуль предоставил ВАЗ-2121. Грузоподъемность пикапа составила 500 кг. Кроме того он мог буксировать прицеп массой 600 кг.

В новой России, где вновь зарождался дух предпринимательства, Бизон пришелся весьма кстати. Автомобиль небольшими партиями выпускался до 1995 года. Всего было изготовлено около 700 машин. Фактически ФВК-2302 стал прообразом автомобиля ВИС-2346, который появился в 1998 году и в различных модификациях выпускается до сих пор.

ВАЗ-2329

ВАЗ-2329
ВАЗ-2329

Почти все российские пикапы на базе Нивы имели рамное основание. Исключением стал пикап ВАЗ-2329 от компании Моторика, выпущенный в 1999 году. Автомобиль имел несущую конструкцию кузова с полуторной кабиной и цельноштампованными боковинами. Кабина пятиместная, двухдверная. Грузовой отсек с единственным задним откидным бортом имел грузоподъемность 500 кг. По технической части автомобиль был полностью идентичен ВАЗ-2131.

ВАЗ-2329 стоил не сильно дороже пятидерной Нивы и пользовался устойчивым спросом. Его выпуск составлял около 1,5 тысячи автомобилей в год. Тем не менее в 2019 году пикап сняли с производства.

Российские пикапы 4х4

Как видим Нива оказалась довольно удачной основой для различного рода пикапов. Внедорожник довольно легко трансформировался в грузопассажирский автомобиль, даже несмотря на несущий кузов. Безусловно эти российские пикапы не были так же любимы как аналогичные машины в США. Однако они сослужили неплохую службу любителям активного отдыха и мелким коммерческим предприятиям.