Л-1: первый советский представительский автомобиль
В 1932 году Горьковский автозавод наконец-то освоил выпуск ГАЗ-А — легкового автомобиля среднего класса, который прежде всего предназначался для служебного пользования. Однако расширение административного аппарата, организация служб такси и скорой помощи, выявили необходимость создания просторного, быстроходного и комфортабельного представительского автомобиля большого литража. Так родился первый советский представительский автомобиль Л-1 (Ленинград-1).
Л-1 «Красный Путиловец»
В начале 1930-х ленинградский завод Красный Путиловец завершил производство устаревших тракторов Фордзон-Путиловец. Часть высвободившихся мощностей предполагалось использовать для мелкосерийной сборки танков Т-26, а вот остальные площади придумали занять производством представительских лимузинов. Инициативу ленинградцев поддержали на самом верху, и в 1932 году они совместно с институтом ЛенГипроВАТО приступили к разработке перспективного автомобиля.
Специалисты прекрасно понимали, что создать с нуля полностью оригинальную машину в текущих условиях невозможно, поэтому приняли решение копировать зарубежный образец. В то время в СССР уже эксплуатировались представительские иномарки, в том числе машины таких известных фирм как Rolls-Royce, Packard, Lincoln и Buick. Внимательно изучив опыт эксплуатации этих автомобилей, по совокупности эксплуатационных качеств и технологичности, наиболее подходящим для нашей страны признали Buick 32-90 образца 1932 года. В то время это был весьма современный и технологичный автомобиль. Среди его конструктивных особенностей — сварной стальной семиместный кузов, мощный 8-цилиндровый верхнеклапанный двигатель, синхронизированная на второй и третей передачах коробка передач, а также вакуумные усилители тормозов и сцепления. Всего же машина включала 5450 деталей, большинство из которых в СССР никогда не выпускались!
В октябре 1932 года в США закупили два новых Buick 32-90, которые впоследствии разобрали и тщательно изучили. Последующие четыре месяца ушли на подготовку технической документации, подбор составов материалов и адаптацию конструкции к производственным возможностям завода. Первое шасси собрали в апреле 1933 года, а к первомаю построили шесть полноценных автомобилей, которые получили обозначение Л-1. Удивительно, но советские конструкторы практически полностью воспроизвели исходный Buick 32-90. Иными словами для Л-1 удалось освоить такие сложные для советской промышленности компоненты как сдвоенные карбюраторы с автоуправлением подачей воздуха, диафрагменный бензонасос, полуавтоматическое сцепление, синхронизаторы КП, термостат и гидравлические амортизаторы!
Продвинутой технике соответствовал внешний вид. На раме расположили четырехдверный кузов с вытянутым скругленным капотом и богатой никелированной внешней отделкой. Подстать экстерьеру выполнили интерьер — салон получил вставки из полированного натурального дерева и сиденья с шерстяной обивкой.
Первый представительский автомобиль СССР
Ленинград-1 можно было по праву считать большим достижением молодой советской автопромышленности, однако освоить массовое производство настолько сложного автомобиля тогда оказалось не под силу. В стране попросту не имелось необходимого оборудования и оснастки. Вскоре согласно решению Наркомтяжпрома все наработки по Л-1 с Красного Путиловца передали на Московский автозавод ЗИС. Там проект первого советского лимузина был упрощен и переосмыслен, и вскоре переродился в легендарный ЗИС-101.
Технические характеристики Л-1
Тип кузова | седан |
---|---|
Годы выпуска | 1933 |
Тип двигателя | бензиновый, L8 |
Объем двигателя, см3 | 5641 |
Наименование двигателя (мощность л.с.) | Л-1 (105) |
Привод | задний |
Колесная база, мм | 3380 |
Длина, мм | 5300 |
Ширина, мм | 1890 |
Высота, мм | 1860 |
Снаряженная масса, кг | 2300 |