Л-1: первый советский представительский автомобиль

Л-1: первый советский представительский автомобиль

01 января 2023 0 Автор autohs.ru

В 1932 году Горьковский автозавод наконец-то освоил выпуск ГАЗ-А — легкового автомобиля среднего класса, который прежде всего предназначался для служебного пользования. Однако расширение административного аппарата, организация служб такси и скорой помощи, выявили необходимость создания просторного, быстроходного и комфортабельного представительского автомобиля большого литража. Так родился первый советский представительский автомобиль Л-1 (Ленинград-1).

Л-1 «Красный Путиловец»

Buick 32-90
Buick 32-90

В начале 1930-х ленинградский завод Красный Путиловец завершил производство устаревших тракторов Фордзон-Путиловец. Часть высвободившихся мощностей предполагалось использовать для мелкосерийной сборки танков Т-26, а вот остальные площади придумали занять производством представительских лимузинов. Инициативу ленинградцев поддержали на самом верху, и в 1932 году они совместно с институтом ЛенГипроВАТО приступили к разработке перспективного автомобиля.

Специалисты прекрасно понимали, что создать с нуля полностью оригинальную машину в текущих условиях невозможно, поэтому приняли решение копировать зарубежный образец. В то время в СССР уже эксплуатировались представительские иномарки, в том числе машины таких известных фирм как Rolls-Royce, Packard, Lincoln и Buick. Внимательно изучив опыт эксплуатации этих автомобилей, по совокупности эксплуатационных качеств и технологичности, наиболее подходящим для нашей страны признали Buick 32-90 образца 1932 года. В то время это был весьма современный и технологичный автомобиль. Среди его конструктивных особенностей — сварной стальной семиместный кузов, мощный 8-цилиндровый верхнеклапанный двигатель, синхронизированная на второй и третей передачах коробка передач, а также вакуумные усилители тормозов и сцепления. Всего же машина включала 5450 деталей, большинство из которых в СССР никогда не выпускались!

Л-1 Ленинград-1
Половина автомобилей имели черную окраску, другая половина — бежевую

В октябре 1932 года в США закупили два новых Buick 32-90, которые впоследствии разобрали и тщательно изучили. Последующие четыре месяца ушли на подготовку технической документации, подбор составов материалов и адаптацию конструкции к производственным возможностям завода. Первое шасси собрали в апреле 1933 года, а к первомаю построили шесть полноценных автомобилей, которые получили обозначение Л-1. Удивительно, но советские конструкторы практически полностью воспроизвели исходный Buick 32-90. Иными словами для Л-1 удалось освоить такие сложные для советской промышленности компоненты как сдвоенные карбюраторы с автоуправлением подачей воздуха, диафрагменный бензонасос, полуавтоматическое сцепление, синхронизаторы КП, термостат и гидравлические амортизаторы!

Продвинутой технике соответствовал внешний вид. На раме расположили четырехдверный кузов с вытянутым скругленным капотом и богатой никелированной внешней отделкой. Подстать экстерьеру выполнили интерьер — салон получил вставки из полированного натурального дерева и сиденья с шерстяной обивкой.

Первый представительский автомобиль СССР

Ленинград-1
Советскую машину от американской можно было отличить лишь по дискам колес

Ленинград-1 можно было по праву считать большим достижением молодой советской автопромышленности, однако освоить массовое производство настолько сложного автомобиля тогда оказалось не под силу. В стране попросту не имелось необходимого оборудования и оснастки. Вскоре согласно решению Наркомтяжпрома все наработки по Л-1 с Красного Путиловца передали на Московский автозавод ЗИС. Там проект первого советского лимузина был упрощен и переосмыслен, и вскоре переродился в легендарный ЗИС-101.

Технические характеристики Л-1

Тип кузоваседан
Годы выпуска1933
Тип двигателябензиновый, L8
Объем двигателя, см35641
Наименование двигателя (мощность л.с.)Л-1 (105)
Приводзадний
Колесная база, мм3380
Длина, мм5300
Ширина, мм1890
Высота, мм1860
Снаряженная масса, кг2300