Сколько стоили тракторы в СССР

Сколько стоили тракторы в СССР

05 января 2023 0 Автор autohs.ru

Советская автотракторная промышленность представляла собой мощнейшую отрасль экономики, которая в конце 1980-х выпускала более полумиллиона тракторов в год. При этом модельный ряд был разнообразен — от массового и относительно дешевого МТЗ-80, до промышленного и очень дорогого Т-330. В этой статье мы расскажем сколько стоили тракторы в СССР. В статье указаны установленные цены из каталогов Госагропрома СССР, для специалистов предприятий при осуществлении хозяйственный расчетов.

МТЗ-80

МТЗ-80
МТЗ-80

Пожалуй наиболее известный советский колесный трактор МТЗ-80, поступил на производство в 1974 году. Универсальный пропашной трактор тягового класса 1,4 тс оборудовался дизельным двигателем Д-240 мощностью 75 л.с. За счет широкой номенклатуры дополнительного оборудования и довольно высоких скоростных характеристик (максимальная скорость составляла 33,4 км/ч), трактор вышел по-настоящему универсальным и мог выполнять как сельскохозяйственные, так и работы общего назначения.

В 1987 году по данным Государственного агропромышленного комитета, отпускная цена МТЗ-80 в базовом исполнении составляла 4580 рублей. Модификация МТЗ-82 со всеми ведущими колесами оценивалась в 4880 руб.

МТЗ-100

МТЗ-102
МТЗ-102

Трактор МТЗ-100 стал дальнейшим развитием модели МТЗ-80 и сохранил все основные его черты. Главное отличие — новый дизельный двигатель Д-240Т на 100 л.с. оборудованный турбокомпрессором. Кроме того МТЗ-100 получил гидрообъемное рулевое управление и коробку передач с гидромуфтой. Модернизация благоприятно сказалась на технико-экономических показателях трактора и совершенно естественно отразилась на его цене. МТЗ-100 стоил 5800 рублей, на 1220 рублей дороже чем МТЗ-80. Полноприводная версия МТЗ-102 оказалась еще дороже — 6110 руб.

Т-150К

Сколько стоили тракторы в СССР Т-150К
Т-150К

Еще один популярный советский колесный трактор Т-150К выпускался Харьковским тракторным заводом начиная с 1971 года. Это был сельскохозяйственный 3 класса трактор с полноприводным колесным шасси и дизельным 165-сильным мотором V6. В своей основе Т-150К имел две сочлененные полурамы. Поворот трактора осуществлялся с помощью горизонтальных гидроцилиндров, поворачивающих полурамы относительно центрального вертикального шарнира.

Т-150 разрабатывался в рамках семейства из двух унифицированных между собой тракторов с различными движителями. Гусеничный вариант получивший обозначение Т-150, от колесного отличался рамой, ходовой частью, трансмиссией, системами управления и механизмами поворота. Колесный трактор пошел в производство раньше и стал наиболее массовым. Его отпускная цена составляла 11658 рублей. Гусеничный вариант стоил дешевле — 10785 рублей.

К-701

Сколько стоили тракторы в СССР - Кировец К-701
К-701

Наиболее мощный советский трактор К-701 впервые покинул ворота Кировского завода в 1973 году. Машина 5 тягового класса оборудовалась 12-цилиндровым дизелем ЯМЗ-240 мощностью 270 л.с. и 16-скоростной 4-режимной коробкой передач. Все это вкупе с полноприводным шасси на огромных колесах с мощными грунтозацепами, придавало К-701 непревзойденную тяговооруженность. За счет применения широкозахватных орудий, он обеспечивал втрое большую производительность сельхоз работ. Кроме того трактор широко использовался в других сферах народного хозяйства — на его базе выпускались грейдер, погрузчик, лесоштабелер и другие полезные машины.

Высокие возможности, определяли высокую цену. В позднем СССР Кировец К-701 стоил 20600 рублей!

К-700А

К-700А
К-700А

В 1975 году в дополнение к базовой модели К-701, Кировский завод освоил производство упрощенной модификации К-700А оборудованную 8-цилиндровым дизелем ЯМЗ-238 мощностью 200 л.с. Кроме мотора, тракторы были полностью унифицированы как по конструкции, так и по номенклатуре дополнительного оборудования.

Маломощный мотор довольно сильно повлиял на итоговую цену К-700А — в стандартном исполнении он стоил 17670 рублей.

ЛХТ-100

Трактор ЛХТ-100
ЛХТ-100

Помимо универсальных тракторов в Советском Союзе также выпускались узкоспециализированные машины. К примеру среди всех лесозаготовительных тракторов самым дорогим был ЛХТ-100 стоимостью 9150 руб.

В связке с другими машинами и орудиями этот трактор служил для подготовки почвы, посева и посадки лесных культур и ухода за ними, трелевки леса, а также для борьбы с лесными пожарами. ЛХТ-100 имел переднюю и заднюю навесные системы, оборудовался двигателем СМД-18 мощностью 100 л.с. и 5-ступенчатой коробкой передач с ходоуменьшителем.

ДЭТ-250М

Сколько стоили тракторы в СССР
ДЭТ-250

В 1961 году на Челябинском тракторном заводе началось производство самого крупного в мире гусеничного трактора ДЭТ-250. Исполин (6,2 м в дину, 3,2 в ширину) массой 28 т получил уникальную дизель-электрическую трансмиссию собранную на основе танкового дизеля В-30 мощностью 290 л.с., силового генератора и тягового электродвигателя. ДЭТ-250 стал первым в СССР промышленным трактором и широко применялся на тяжелых, землеройных, транспортных работах при строительстве гидротехнических сооружений, шоссейных дорог и других крупных объектов. По сравнению с устаревшим С-80, ДЭТ-250 имел в четверо большую производительность.

В 1969 году на производство поступила модернизированная версия 250М с форсированным мотором В-31 мощностью 330 л.с. В таком варианте стоимость трактора составляла 57340 рублей!

Т-330

Трактор Т-330
Т-330 с бульдозерным отвалом

Один из самых дорогих советских тракторов Т-330 поступил на производство в 1975 году. Это был гусеничный промышленный трактор 25 класса, предназначенный для тяжелых землеройных, транспортных и строительных работ в районах со сложными погодными условиями. Зачастую Т-330 использовался в горнодобывающей и нефтегазовой промышленности Сибири и Крайнего Севера.

Трактор оборудовался 8-цилиндровым дизелем мощностью 330 л.с. и гидромеханической трансмиссией, которая обеспечивала индивидуальный привод каждой гусеницы. Диапазон рабочих скоростей Т-330 составлял 3,6-12,7 км/ч. Трактор был немаленьким, его длина составляла 6345 мм, ширина — 3180, высота — 3525 мм, а масса 38 тонн. Стоимость машины вышла соответствующей, отпускная цена Т-330 составляла 109 тысяч советских рублей!

ДТ-75

ДТ-75Б
Болотоходная модификация ДТ-75Б

Самый массовый советский гусеничный трактор ДТ-75 поступил на производство в 1963 году. Трактор получился очень удачным — он был быстрее и комфортабельнее предшественника ДТ-54, имел широкий набор дополнительного оборудования и отличался простотой в обслуживании. ДТ-75 оснащался экономичным 75-сильным дизельным мотором с пусковым двигателем с электростартером.

Трактор получил повсеместное распространение, причем не только в Советском Союзе, но и за рубежом. Массовая и относительно простая машина не могла стоить дорого. Согласно каталогу Госагропрома СССР, в базовой модификации цена ДТ-75 составляла всего 3710 рублей, болотоходный вариант ДТ-75Б был дороже — 5085 руб.

Сколько стоили тракторы в СССР?

Напоследок приведем таблицу с ценами на другие советские тракторы выпускавшихся в конце 80-х.

ТракторЦена в советских рублях (1987 г.)
Т-25А2490
Т-40М3130
Т-4А4220
ЮМЗ-6КЛ4360
ДЭТ-250М5730
МТЗ-1005800
ЛХТ-558250
ЛХТ-1009150
ДТ-175С12600
ТБ-113485